РАЗДЕЛ I. Краткая аннотация ПрограммыПрограмма развития МОУ «Бавленская средняя общеобразовательная школа» разработана на 2006-2010 годы. Программа представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, определяющий стратегическое направление развития образовательной системы школы по решению ключевых проблем обеспечения доступности и качества образования на основе выявленных тенденций и особенностей жизнеобеспечения школы, расположенной в сельской местности, потенциальных возможностей школьного сообщества и социума.
Целевые установки программы основываются на поддержке и укреплении интегративных процессов в школьном сообществе, обеспечивающих расширение образовательного пространства и упорядочение совместной деятельности всех субъектов образования в интересах личностного развития и социализации учащихся.
Программа является инструментом целостного (системного) обновления структурно-содержательной модели организации общего образования по типу
«Базовая профильная школа», всесторонне учитывающей все факторы обеспечения и организации образовательного процесса в условиях сельской местности.
Программа соотносится с приоритетными линиями, выбранными школой в качестве стратегических направлений развития:
построение культурно-образовательного пространства сельского поселения «Бавленское» на основе сетевого взаимодействия учреждений социокультурной сферы, как условия обеспечения личностного самоопределения и самореализации всех участников образовательного процесса;
укрепление позиций воспитательной системы гуманистической направленности, как основы организации образовательного процесса;
создание здоровьесберегающей среды, как главной составляющей образовательного процесса.
Предпосылкой для разработки Программы является предшествующий опыт создания воспитательной системы школы с системообразующим видом деятельности - историческое краеведение, а также опыт участия в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования.
Программа разработана в соответствии с основными направлениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (Постановление Правительства РФ от 29.12.2001г.); Концепцией о реструктуризации сети обще образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (Постановление Правительства РФ № 871 от 17.12.2001г.); Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.02г), направленными на обеспечение доступности и качества образования учащихся, не зависимо от места их проживания и социального положения семьи.
Нормативно-правовой основой разработки Программы являются:
Постановление Губернатора Владимирской области «Мероприятия по обеспечению реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» от 01.02.2005 г.,
Основные направления развития региональной системы образования на 2006-07 уч.г и на перспективу,
Окружная целевая программа «Сельская школа округа Кольчугино» (до 2010г.).
Типовое положение об общеобразовательной школе;
Устав МОУ «Бавленская средняя общеобразовательная школа»;
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МОРФ № 2783 от 18.07.02г).
РАЗДЕЛ II. Информационная справка о школе.1. Историческая справка о школе Бавленская школа является муниципальным общеобразовательным учреждением среднего (полного) образования. До 1955г. она функционировала как семилетняя, с 1955г. – средняя. В 1970г. школе присвоено имя Героя Советского Союза П.А. Рачкова, выпускника школы.
Деятельность учреждения осуществляется в соответствии с Уставом МОУ «Бавленская СОШ», локальными актами, разработанными в школе.
Становление образовательной системы школы связано с обновлением структуры и содержания общего среднего (полного) образования (2001-2005г.г.), построением гуманистической воспитательной системы (1996-2004г.г.).
^ 2. Социальное окружение школы и ее роль в социуме Школа расположена на территории административного центра сельского поселения пос. Бавлены Кольчугинского района с количеством жителей 4000 ч. Удаленность от районного центра, г. Кольчугино, составляет 20км, от областного центра, г. Владимир, - 80км.
Сложившаяся инфраструктура поселка является типичной для относительно крупных поселений сельской местности. Основным промышленным объектом является ОАО «Электродвигатель», обеспечивающий рабочими местами большую часть населения. К сельскохозяйственным предприятиям относится СПК «Большевик». Сфера обслуживания представлена сетью торговых предприятий, в т.ч. находящихся в частной собственности.
К социокультурной сфере поселка относятся, кроме Бавленской СОШ, детский сад, детская школа искусств, ПУ-32 (сельскохозяйственного профиля), дом культуры, поселковая библиотека, поселковая больница.
Административно-общественные структуры представляет администрация сельского поселения «Бавленское».
Относительная удаленность п. Бавлены от районного и областного центров создает условия для усиления интегративных связей внутри социума. Так с учреждениями социокультурной сферы школа традиционно поддерживает тесные связи. Бавленская детская школа искусств работает в тесном содружестве со школой. Около 60% учащихся получают дополнительное образование через школу искусств.
Кроме этого, в рамках единого воспитательного пространства Кольчугинского района школа поддерживает связи с учреждениями дополнительного образования, расположенными в районном центре: на базе школы организуется работа кружков спортивной направленности от дворца спорта, СУТЮР и ЦВР.
Однако в последнее время связи между школой и отдельными учреждениями социума ослабли в силу ряда объективных причин: с ОАО «Электродвигатель» - из-за трудностей финансового положения предприятия, ПУ-32 – из-за однонаправленности профиля училища и начавшейся реструктуризации системы профобразования в районе.
Выпускники школы предпочтение отдают учреждениям начального профессионального образования, расположенным в городе.
^ Связи школы с объектами социума в рамках культурно-образовательного пространства
Состав родителей, их особенности обусловлены изменениями в социально-экономической ситуации поселения и района в целом.
Большая часть родителей учащихся имеет постоянное место работы. Из них 49,9% - это рабочие, 39,2% - служащие. Процент безработных составляет 7,0%. Предприниматели составляют меньшую долю – 2,1%.
Образовательный уровень родителей достаточно высокий для сельской местности. Так 61,4% родителей имеют среднее специальное образование, 18,9% - высшее, 17,0% - среднее (полное). Неполное среднее имеет только 2, 7% родителей.
Родители учащихся школы вместе с представителями других учреждений социума входят в состав школьного сообщества, участвуют в совместной деятельности. Школа устойчиво занимает позиции культурно-образовательного центра поселка.
В муниципальной образовательной системе школа занимает особое место, сохраняя позиции одной из крупных школ, расположенных в сельской местности. Школа является опорной по изучению английского языка со 2-го класса, гражданско-патриотическому воспитанию.
^ 3. Характеристика контингента обучающихся3.1 Количественный состав обучающихся Школа предоставляет образовательные услуги детям в возрасте от 6,5 до 18 лет, проживающих на территории п. Бавлены.
При тенденции к сокращению контингента обучающихся школа сохраняет позиции полнокомплектной школы с количеством учащихся более 200ч. (267 учащихся). За последние 4 года сокращение контингента обучающихся составило 17,6%.

В школе 17 классов-комплектов. Средняя наполняемость классов составляет 16 ч.
-
Количество
учащихся
Количество
классов
Средняя наполняемость классов
I ступень
103
6
17
II ступень
134
9
15
III ступень
30
2
15
Всего:
267
17
16
^ 3.2 Социальное положение учащихся и их семей: Контингент обучающихся представляет для школы непростую ситуацию, как по социальному положению семей, так и по состоянию здоровья.

к «группе риска» относятся – 51 ч. или 19,1%:
- 12 учащихся, состоящих на учете в школе (11 ч.) и КДН (1 ч.), – 4,5%,
- 31 ребенок, живущий в семьях безработных, – 11,6%,
- 8 детей (1 из приемной семьи), живущих с опекунами, – 3,0%;
к группе семей, испытывающих материальные трудности, относятся – 108 ч. или 40,4 %:
- 21 ребенок, живущий в многодетной семье, - 7,9%,
- 91 ребенок, живущий в неполной семье, - 34, 1%,
- 7 детей, живущих в семье пенсионеров, - 2,6%.
^ 3.3 Состояние здоровья учащихся Абсолютно здоровые дети составляют только 11,5% (1-ая группа здоровья).
По состоянию здоровья большая часть учащихся относится ко 2-й медицинской группе (69,2 %) и основной физкультурной группе (70,5%). За последние 4 года эти показатели выросли соответственно на 3,6% и 16,5%.
Каждый 5-й учащийся имеет серьезные заболевания (3-я группа здоровья –
19, 2%).

^ 3.4 Уровень успеваемости учащихся и направления продолжения образования выпускниками Уровень успеваемости учащихся, как показатель учебных достижений учащихся, указывает на сохранение общей успеваемости в пределах 99 %, положительную динамику в достижении учащимися уровня обученности выше среднего (базового) на 3,8 % (в среднем 40 %).
В то же время, сохраняется группа учащихся, составляющая 2,2 % (6 ч.), не освоившая общеобразовательные программы базового уровня. Динамика доли неуспевающих учащихся по 1 и более предметам указывает на стабильность данной ситуации.
Для выпускников 9-х классов характерными направлениями продолжения образования являются: получение среднего (полного) образования на базе своей школы – в среднем 45 %, получение профессионального образования преимущественно по программам начального профессионального образования – в среднем 30 %. Выбор учреждений среднего профессионального образования составляет в среднем 19 %.
Для выпускников 11-х классов характерным направлением продолжения образования за последние 3 года является высшее профессиональное образование (в среднем 65 %).
Учитывая, что выпускники 11-х классов являются выпускниками 9-х классов, продолживших обучение в данной школе, можно констатировать, что III ступень обучения школы обеспечивает потребности и запросы 1/3 учащихся, ориентированных на получение высшего профессионального образования.
Потребность в получении среднего профессионального образования у выпускников 9-х, 11-х классов также составляет в среднем 30 %. Остальные учащиеся связывают свою судьбу с начальным профессиональным образованием.
^ 4. Состояние учебно-материальной базы и инфраструктуры школы Школьное здание является типовым, введенным в эксплуатацию в 1954г., с двумя пристройками. Капитальный износ ведущих конструкций составляет 15 %.
Здание обеспечивает все условия безопасного и комфортного пребывания участников образовательного процесса в школе: имеется центральное отопление, канализация, люминесцентное освещение, водопровод с холодной и горячей водой, подведенный в столовую, кабинет обслуживающего труда, душевую.
Учебно-материальная база представлена 18 учебными кабинетами, 2 мастерскими (по металлообработке и деревообработке), кабинетом обслуживающего труда, спортивной базой, библиотекой, актовым залом (236м2). В школе имеется оборудованный компьютерный класс на 9 мест с мультимедийным проектором.
Для занятий физкультурой и спортом имеется спортзал (212,4м2), тренажерный зал, стадион.
Библиотека имеет в своем фонде 7530 экземпляров учебников, художественный фонд составляет 11647 книг.
Кроме основных помещений учебного назначения, в школе имеется столовая на 140 посадочных мест, медицинский кабинет, душевая.
Общее состояние учебной и материально-технической базы оценивается как допустимое. Оптимальный уровень состояния отмечается по трудовому обучению. Оснащенность кабинетов, спортивной базы имеет недостаток в современном учебном оборудовании и учебно-наглядных пособиях.
^ 5. Характеристика педагогического коллектива Штат педагогических работников школы остается стабильным на протяжении последних 4 лет, несмотря на сокращение классов-комплектов на 3 единицы (с 20 в 2002-03 уч. г. до 17 в 2005-06 уч. г.)
. В настоящее время в школе работает 27 педагогов.
Школа обеспечена специалистами узкого профиля: учителями информатики, музыки, ИЗО, трудового обучения, физкультуры, а также педагогом-психологом, социальным педагогом. В школе имеется медицинский работник (от ЦРБ).
Профессиональный потрет педколлектива имеет показатели, выше средних по области.

Образовательный уровень педагогических кадров
Имеют специальное профессиональное образование 27 ч. (100 %):
высшее профессиональное образование – 24 ч. (88,5 %),
среднее профессиональное образование – 3 ч. (11,5 %).
Профессиональный уровень педагогических кадров
Имеют первую и высшую квалификационную категорию 17 ч. (63,0 %):
высшую квалификационную категорию– 4 ч. (14,8 %),
первую квалификационную категорию – 13 ч. (48,1 %).
Имеют почетные звания 11 ч. (40,7 %):
«Заслуженный учитель РФ» – 1 ч. (3,7 %);
«Отличник просвещения» – 9 ч. (33 %).
«Почетный работник образования» - 1 ч. (3,7%)
Возрастной уровень педагогических кадров
Средний возраст педагогов – 45,2 г.,
Средний педагогический стаж – 20,6 г.
Пенсионеров по возрасту работает – 5 ч. (18,5 %).
^ 6. Особенности организации образовательного процесса 6.1 Образовательный процесс в школе осуществляется
по трем ступеням обучения:
I ступень обучения – начальная школа со сроком обучения - 4 года.
Обучение осуществляется по программам начальной школы, сохраняющим преемственность с традиционной системой. Обновление содержания образования за счет введения иностранного языка со 2-ко класса, информатики с 3-го класса, а также новое программно-методическое обеспечение прошло апробацию в ходе эксперимента по обновлению структуры и содержания общего (среднего) образования.
Школа использует учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с федеральным перечнем учебников «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова).
^ II ступень обучения – основная школа со сроком обучения - 5 лет.
Целью обучения на II ступени является обеспечение уровня общеобразовательной подготовки, позволяющего каждому выпускнику определиться в выборе сферы профессиональной деятельности и профиля обучения.
Обучение осуществляется по программам основной общеобразовательной школы, имеющим концентрическую структуру (I концентр).
С целью укрепления здоровья учащихся в 5-7 классах введен 3-ий час физкультуры.
С 2005-06 уч. г. в 9-х классах введена предпрофильная подготовка за счет часов вариативной части учебного плана и дополнительного образования.
^ III ступень обучения – средняя (полная) общеобразовательная школа со сроком обучения - 2 года.
Организация образовательного процесса предусматривает предоставление каждому учащемуся возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.
В настоящее время обучение осуществляется по одному универсальному (общеобразовательному) профилю для всех учащихся при имеющейся большой потребности в организации профильной дифференциации.
Образовательный процесс в школе организован по режиму 6-ти дневной учебной недели в две смены. Во вторую смену занимаются 4 ГПД с количеством учащихся 80 ч. и 3-й класс. Продолжительность уроков на всех ступенях обучения - 40 мин.
Целостность содержания образования в школе обеспечивается:
выбором приоритетных для школы содержательных линий. (развитием интеллектуально-познавательной сферы личности учащихся через формирование культуры умственного труда; краеведением, как системообразующим видом деятельности воспитательной системы школы).
преемственностью программ по ступеням обучения.
интеграцией учебной и внеучебной деятельности.
^ Обеспечение приоритетных направлений образовательной системы школыПриоритетные направления школы
Обеспечение приоритетных направлений школы
через содержание основного общего образования
(урочная деятельность)
через содержание дополнительного образования
(внеурочная деятельность)
1. Развитие интеллектуально-познавательной сферы личности учащихся через формирование культуры умственного труда
Внутриклассная дифференциация и индивидуализация обучения (в т.ч. обеспечение повышенного уровня обучения для способных учащихся)
^ 1-4 классы:
-
5-9 классы
кружки:
«Юный химик»
ИВТ (4 группы)
Математический
Технический
Биологический
^ 10-11 классы
кружок
ИВТ (4 группы)
2. Краеведческое направление
1-4 классы:
«Наш край» (2 класс),
факультатив
«Родиноведение» (3 класс)
^ 1-4 классы:
Детское объединение «Радуга» (краеведческое направление)
5-9 классы
«История Владимирского края»,
«География Владимирского края» (в рамках изучения предметов история и география, 8-9 классы)
^ 5-9 классы
кружок
«Мы – славяне»,
«Активисты школьного музея»
10-11 классы
спецкурсы по выбору (в т.ч. по историческому краеведению)
^ 10-11 классы
-
Вариативность образования реализуется через:
создание разноуровневых классов на основе внешней дифференциации учащихся: классы выравнивания (5 «Б» кл.), компенсирующего обучения (8 «Б» кл.);
организацию внутриклассной уровневой дифференциации учащихся;
организацию индивидуального обучения (на дому для больных детей, 5 ч.).
6.2 Основой в
неурочной деятельности в школе является построенная и успешно функционирующая воспитательная система.
Центром всей воспитательной работы является школьная музейная комната. На ее базе проводится вся краеведческая, военно-патриотическая работа по разрабатываемым комплексно-целевым программам. Третий год в школе работает клуб «Защитник».
Комплексно-целевой подход является основой планирования внеурочной работы по отдельным направлениям: формированию здорового образа жизни (КЦП «Образование и здоровье»), формированию навыков социального поведения («Программа комплексных мер по беспризорности, безнадзорности и профилактике правонарушений»).
Внеурочная деятельность учащихся организуется через систему дополнительного образования (кружковую работу) и коллективную творческую деятельность детского общественного объединения «Радуга».
На базе школы созданы кружки по интересам по следующим направлениям:
Направление кружковой деятельности
Количество учащихся
Количество учащихся, посещающих кружки
I ступень
(1-4 классы)
II ступень
(5-9 классы)
III ступень
(10-11 классы)
Учебно-познавательное
114
42,7 %
-
97
72,4 %
17
56,7 %
Краеведческое
32
12,0 %
1
1,0 %
31
23,1 %
-
Туристическое
24
9,0 %
7
6,8 %
16
11,9 %
1
3,3 %
Военно-спортивное
74
27,7 %
19
18,4 %
41
30,6 %
14
46,7 %
Художественно-эстетическое
15
5,6 %
-
15
11,2 %
-
Всего: 1925994,8 % 2726, 2 % 200149,3 %32106,7 % Соответственно приоритетные направления школы обеспечиваются кружковой работой на 42,7 % по учебно-познавательному направлению, на 21 % по туристско-краеведческому направлению, на 27,7 % по военно-спортивному направлению (близкому к краеведческому).
Наибольший охват учащихся кружковой работой обеспечивается на II ступени обучения: в кружках и секциях занимается каждый 1-2-ой учащийся 5-9 классов. Учащиеся старших классов также задействованы кружковой работой.
6.3 Внеурочная деятельность учащихся в форме коллективной творческой деятельности реализуется в рамках работы
детского общественного объединения «Радуга», которому исполнилось более 10 лет.
Содержательные линии деятельности ДОО «Радуга» также дополняют приоритетные направления школы. Это направления:
познавательно-поисковое;
краеведческое;
гражданско-правовое;
эколого-туристическое;
спортивно-оздоровительное;
творческое;
трудовое;
управленческое.
Структура детского объединения «Радуга».
^ 7. Основные достижения школы.В 1970г. школе присвоено имя Героя Советского Союза П.А. Рачкова, выпускника школы, определившее основное направление в краеведческой работе: военно-патриотическое и поисковое.
На протяжении многих лет школа работает стабильно и плодотворно. Учащиеся школы не раз были победителями и призерами районных олимпиад, участниками областных олимпиад по отдельным предметам; победителями и дипломантами районных конкурсов молодых исследователей «Шаг в будущее».
За последние 4 года достижения школы связаны с выбранными направлениями деятельности:
- победитель районной и областной краеведческих конференций (2003г.);
- 3 место на Всероссийской краеведческой конференции с работой по теме: «Школа носит имя Героя» (Москва, 2004г.);
- дипломант 2 степени в областной краеведческой конференции (2006г.);
- дипломант 2 степени областного конкурса по экологической природоохранной работе (2006г.).
гражданско-патриотическое:
- 2 место в областном конкурсе «Патриоты Отечества» (2003г.);
- победитель и призер окружной акции «Я – гражданин России» (2004г.);
- участники Всероссийского конкурса «Права человека глазами ребенка», на котором представлялась работа ученицы 10 класса Черновой Дарьи «Право на труд» как лучшая на областном уровне (2005г.);
- 3 место в районной спартакиаде школьников (2005г., 2006г.);.
- 2 место в областном конкурсе «Безопасное колесо» (2004г., 2006г.);
- 2 место в районной игре «Зарница» (2005г.);
- 1 место в районном туристическом слете (2006г.);
развитие воспитательных систем:
- победитель II областного конкурса воспитательных систем в номинации «Сельская школа» (2003г.);
- дипломантам II степени Российского конкурса воспитательных систем (2004г.).
За последние три года школу закончили:
3 человека с золотой медалью, 3 человека с серебряной медалью.
Ученица 11 класса Денисова Настя стала обладателем единовременной стипендии администрации области «Надежда Земли Владимирской» (2006г.).
Ежегодно студентами вузов становятся от 50 % до 70 % выпускников школы.
Учителя школы успешно выступают в профессиональных конкурсах:
- учитель русского языка и литературы Еремина О.Н., ставшая призером районного конкурса «Учитель года» (2001г.);
- учитель начальных классов Мухина О.И., финалист областного конкурса «Учитель года» (2005г).