«Разработка модели интернальной интеграции детей
с различной степенью умственной отсталости
в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Актуальность темы экспериментальной площадки
Тема и цель экспериментальной работы продиктованы тем,
что на современном этапе развития российского общества перед специальными
коррекционными учреждениями VIII вида остро стоит задача перехода на новую
модель функционирования в условиях сближения общего и специального образования, нового механизма финансирования учреждений образования, поиска
современных методик и технологий работы, совершенствования содержания обучения
и воспитания.
В последнее десятилетие в классах специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида увеличилось количество детей с более
тяжелыми формами умственной недостаточности, чем те, для которых эти учреждения
создавались. Дети с более легкой степенью умственного недоразвития
переместились в классы КРО и ККО, в интегративные классы общеобразовательных
школ. В среднем, в каждом классе С(К)ОУ VIII вида находится не менее 2-3 детей с
умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, и их количество постоянно
растет. Существуют учреждения, где количество этих детей в классах доходит до
половины обучающихся.

Целью экспериментальной работы были:
1. Дифференциация и интернальная интеграция
учащихся с нарушением интеллектуального развития с учётом степени ограничения
познавательных возможностей и возможностей интеллектуального развития;
2. Углублённое изучение современного
контингента специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида;
3. Экспериментальная апробация и анализ
педагогической эффективности новых элементов содержания образования и методики
преподавания в классах для детей со сложной структурой дефекта, в смешанных
классах (дети с разной степенью нарушения интеллектуального развития) на
начальной ступени образования;
4. Корректировка и изменение действующих
учебных планов с учётом изменённого содержания и методов образования на
начальной ступени.
Научный руководитель ГЭП
доктор педагогических наук, профессор, директор Центра
психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ясенево".
Екжанова Елена Анатольевна
Этапы экспериментальной работы:
I этап - ПМП диагностика контингента. Определение критериев
динамики и развития познавательных возможностей.
II этап - Разработка дифференциации содержания образования с
учетом разнообразия состава учащихся и уточненных базовых компетенций учащихся
начальной ступени.
III этап - Экспериментальная разработка учебно-методического
комплекта для начальной ступени специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
IV этап - Внедрение разработанных методик и учебных пособий в
образовательный процесс. Анализ эффективности разработанных методик.

Продукты эксперимента:
- Созданы макеты букваря и
учебных пособий по математике, письму, развитию речи для 1 класса
специальных (коррекционных) школ VIII вида
- Разработан контрольно-диагностический
инструментарий для изучения состояния знаний, умений и навыков по русскому
языку и письму, математике, изучения динамики развития коммуникативных
функций и уровня самообслуживания, состояния речи.
- Разработано поурочное
планирование для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной
отсталости (1-5 классы)
- Разработана программа спецкурса
для педагогов «Тьюторское сопровождение инклюзивных и интеграционных
процессов»

