Чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться.
Похожие темы научных работ
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Французова И. В.
Текст научной работы
на тему "Социальная активность школы как ресурс ее развития". Научная статья по специальности "Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы"
И. В. Французова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС ЕЕ РАЗВИТИЯ
Работа представлена кафедрой управления образованием Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. В. Гришина
В статье показано влияние финансово-экономической самостоятельности образовательного учреждения на изменение структурных элементов школы как педагогической системы. Рассматриваются условия, при которых проявляется необходимость управления социальной активностью школы как ресурсом ее развития. Предпринимается попытка осуществления маркетингового подхода как инструмента управления качеством образования.
The article shows the influence of economic self-reliance of educational services on the modification of structural elements of school as a pedagogical system. Factors that condition the necessity of school social activity management as its development resource are considered. The author makes an attempt to realise the marketing approach as an instrument of educational quality control.
Анализ документов, определяющих государственную политику в сфере образова-ния, и научной литературы по проблемам развития образования показали, что одной из важнейших задач является разработка
эффективного механизма стабильного развития образовательного учреждения в условиях становления рынка образовательных услуг. Экономической основой такого механизма развития может стать развитие
школы как образовательной организации, осуществляющей сервисную деятельность по оказанию образовательных услуг, востребованных в современном социуме. Условием развития современной школы по этому направлению является ее переход на финансово-экономическую самостоятель-ность.
Среди факторов развития рынка в сфере образования особое значение имеют следующие:
1. Сокращение и изменение механизмов государственного финансирования образования.
2. Переход к нормативному подушевому финансированию.
3. Приобретение знанием статуса основного капитала в общественном развитии, становление информационного общества.
4. Развитие новых информационных технологий.
5. Развитие неоконсервативной идеологии.
6. Создание системы государственнообщественного управления образовательным учреждением.
Содержание основных документов Министерства образования и науки показывает, что финансово-экономическая самостоятельность школы выступает как форма социально-экономической автономности образовательной организации в пространстве договорных отношений общества и системы образования. Автономность образовательного учреждения - принцип государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В соответствии со ст. 32 закона, «образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной или иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения».
Правовой характер автономности школы заключается в ее способности выступать в качестве юридического лица - организации, адаптированной для участия в гражданском обороте. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и от -вечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету».
Финансово-экономическая самостоя-тельность школы как юридического лица является важнейшим условием ее инвестиционной привлекательности. В документе «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» сказано, что «для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:
• создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;
• обеспечить большую прозрачность для учредителей и общественности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;
• создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями».
Таким образом, было выявлено, что развитие финансово-экономической самостоятельности школ позволит получить следующие результаты:
• обретение образовательными учреждениями реальной финансовой самостоятельности;
• рациональное использование бюджетных средств отрасли, повышение целесооб-
разности финансовых расходов на уровне образовательного учреждения;
• привлечение в систему образования дополнительных внебюджетных средств;
• формирование отношений «клиент -исполнитель» между участниками образовательного процесса.
Вместе с тем финансово-экономическая самостоятельность выступает лишь как условие развития образовательного учреждения, целью которого является повышение качества образования.
В условиях развития рыночных отношений качество образования обретает новый характер. Под качеством образования понимается «степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг»1. В этих условиях процесс развития школы заключается в развитии ее способности сформулировать понимание качества образования, адекватное потребностям общества и его конкретным членам, профессионально структурировать это понимание качества посредством проектирования образовательной услуги и обеспечить ресурсно реализацию этой образовательной услуги.
Решить все эти задачи силами одной только школы невозможно, так как новое понимание качества образования подразумевает, что его можно достичь только во взаимодействии школы как исполнителя и общества как потребителя образователь-ной услуги. Таким образом, важнейшим фактором развития школы в современных условиях выступает ее готовность к тесному взаимодействию с обществом по всем вопросам, касающимся понимания, проектирования и обеспечения качества образования.
Готовность школы к такому взаимодействию рассматривается нами как ее социальная активность. В настоящее время среди исследователей отсутствует единство в дефиниции понятия «социальная актив-
ность». С одной стороны, под социальной активностью подразумевается соответствие деятельности субъекта требованиям и задачам общества. С другой стороны, в социальной активности видят деятельность субъектов по удовлетворению своих собственных потребностей, и в частности потребности в самовыражении или взаимодействии. Мы же полагаем, что в рамках нашего исследования социальная активность рассматривается как профессиональная инициатива школы по решению общественно значимой проблемы с привлечением всех доступных ресурсов для ее решения.
В логике понимания качества сфера образования все больше воспринимается в обществе как сфера услуг (услуг специфи-ческих, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачей ценностей культуры), для обеспечения качества которой должны использоваться подходы, применяемые в мировой практике в разных областях деятельности.
Одним из необходимых инструментов управления качеством является маркетинговый подход. В словаре-справочнике «Социальное управление» В. И. Добрень-ков, И. М. Слепенков2 предлагают следующее определение маркетинга и его цели: «Маркетинг - специфическая система управления предприятием, фирмой, компанией, предполагающая постоянное обеспечение тщательного учета процессов, происходящих на рынке для принятия хозяйственных решений. Цель маркетинга - познать, понять, привлечь потенциальных покупателей; создать условия постоянной адаптации производства к общественному запросу, требованиям рынка; разработать системы организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения прибыли». В этом определении маркетинг представлен как философия участников рыночных отношений.
49 1
В образовании понятие интегрированного маркетинга предлагает Т. Н. Третьякова: «Интегрированный маркетинг в образовании - это деятельность учебного заведения, направленная на создание новых образовательных услуг или совершенствование имеющихся, исходя из потребностей рынка и обусловливающая изучение рыночной ниши»3.
Т. В. Щербова выделяет пять блоков комплексных функций и ряда подфункций маркетинга применительно к системе образования4 :
1. Аналитическая функция:
• изучение внешней среды образова-тельного учреждения;
• изучение рынка образовательных услуг;
• изучение потребителей;
• изучение структуры образовательного учреждения;
• изучение структуры образовательных услуг;
• анализ внутренней среды образовательного учреждения.
2. Образовательная функция:
• организация разработки и внедрения новых образовательных программ;
• создание учебно-методического обеспечения;
• создание лабораторно-материальной базы;
• управление качеством и конкурентоспособностью образовательных программ и услуг.
3. Сбытовая функция:
• организация системы движения образовательных услуг;
• организация обучения;
• проведение целенаправленной политики образовательных услуг;
• проведение целенаправленной ценовой политики;
• организация сервиса по оказанию образовательных услуг.
4. Формирующая функция:
• формирование спроса на образовательные услуги;
• стимулирование по реализации образовательных услуг.
5. Функция управления и контроля:
• информационное обеспечение управления маркетингом;
• организация стратегического и оперативного планирования в образовательном учреждении;
• коммуникативная подфункция маркетинга;
• организация контроля маркетинга.
Таким образом, функции маркетинга
стали направлениями проявления социальной активности школы в социуме по повышению качества образовательной деятель -ности.
Активность как понятие широко рассматривалась в философии, психологии, педагогике. В понимании активности мы принимаем позицию А. Г. Асмолова и придерживаемся деятельностного подхода, в котором исследуется «зависимость познания мира человеком от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта»5.
Активность - это социально признанное целенаправленное поведение, результатом которого являются соответствующие социально полезные изменения.
Рассматривая различные формы социальной активности школы, мы особое внимание уделили такой форме, как лоббирование интересов развития образования в окружающем школу социуме. Мы рассматриваем лоббизм как объективное явление демократической политической системы, неизбежную принадлежность общества, которое допускает экономический и политический плюрализм в качестве нормы своей жизнедеятельности.
Системные изменения в образовании повлекли за собой переход образователь-ного учреждения в статус образовательной организации, сутью деятельности которой становится не исполнение задачи, постав-
ленной извне, а проектирование разнообразных услуг, востребованных обществом и позволяющих сохранить школу. Мы рассматриваем образовательную услугу как:
• важнейшую форму социальной активности образовательной организации в социуме;
• условие повышения качества образовательной деятельности инновационного характера;
• инструмент маркетингового поведения образовательной организации на рынке образовательных услуг;
• товарный продукт образовательного учреждения на рынке образования.
Образовательная услуга - категория экономики образования, введенная в образовательные отношения в Российской Федерации Гражданским кодексом («услуги по обучению» в главе «Возмездное оказание услуг») и Законом Российской Федерации «Об образовании». В «Правилах оказания платных образовательных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505, и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 № 181 в практику образовательной деятельности были введены понятия:
• «потребитель» - организация или гражданин, имеющие намерение заказать либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично;
• «исполнитель» - государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.
В логике оказания образовательных услуг необходимо:
• понять потребителя (учащегося, родителя, общество, работодателя и т.д.);
• спроектировать продукт (образовательную услугу) - то, что удовлетворит потребителя;
• изготовить продукт в соответствии с требованиями потребителя (профессионально разработанная с позиции педагогики, права, экономики, менеджмента образовательная услуга);
• поставить продукт потребителю (качественно реализовать образовательную услугу);
• понять, удовлетворен ли потребитель нашим продуктом (получить обратную связь от потребителя).
Эффективность социальной активности школы в условиях системных изменений только за счет перехода на оказание образовательных услуг может быть затруднена при сохранении прежней модели управления. Вовлечение в процесс управления широких слоев общественности, чьи интересы пересекаются с образовательной деятельностью школы, является, на наш взгляд, важнейшей формой социальной активности школы.
По мнению О. Е. Лебедева: «Необходимость перехода к государственно-обще -ственному управлению обусловлена рядом факторов. Прежде всего, к ним относится постепенно формирующаяся ориентация на становление гражданского общества, а в связи с этим и ориентация на рост общественной активности населения и на создание условий для усиления влияния общественности на принятие решений органами управления»6.
Крайне необходимо грамотно оценить социальную среду, которая, в свою очередь, определяет направленность деятельности школы:
• социум учреждает школу как социальную организацию, дает ей определенный статус, компетенцию, права и обязанности, оценивает ее деятельность;
• социум образует общий фон жизнедеятельности школы;
• социальная среда является источником выдвижения требований к школе, имеет определенные ожидания от школы;
• социальная среда выступает источником необходимых для нормальной жизнедеятельности школы ресурсов;
• в социуме школа находит партнеров, необходимых ей для решения своих задач, «потребителей» ее продукции;
• социальная среда порождает факторы, дестабилизирующие школу.
Вовлекая общественность в управление образованием, школа одновременно в условиях системных изменений решает вопросы привлечения дополнительных ресурсов, снижения конфликтности и формирования положительного имиджа образования. В этом случае мы можем говорить о развитии социально-активного образования.
В ходе системных изменений изменяется социальный статус директора школы, а значит, и его социальная роль. Современный успешный руководитель уже не может оставаться «главным учителем» или «главным методистом». «Он выступает полноправным стратегом, менеджером «своей фирмы». Предметом его забот становится имидж учреждения, его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, привлечение дополнительных клиентов и заказчиков, налаживание социального партнерства, фандрайзинг, организация социального проектирования, маркетинговая деятельность, организация РЯ-кам-паний»7. Такие изменения требуют от директоров проявления новых личностных и профессиональных качеств для эффективного развития образовательного учреждения.
Социальная активность школы в условиях системных изменений является фактором устойчивости ее развития в условиях рыночных отношений. Устойчивость развития достигается в результате изменения социальной модели поведения школы в обществе. В отличие от прежней модели поведения бюджетного учреждения, ответственность за качество которого несло государство, новая модель поведения образовательной организации опирается прежде всего на высокую степень собственной
ответственности за результаты своей деятельности в обществе. Высокая степень ответственности в условиях финансово-экономической самостоятельности, конкурентоспособность и эффективность немыслимы без наличия долгосрочной программы развития школы в социальном окружении.
Независимо от особенностей субъекта, на которого направлена социальная активность школы, эффективность социальной активности по развитию школы оказалась зависимой от того:
• насколько содержание социальной активности соответствует стратегии развития школы в условиях системных изменений;
• насколько социальная активность соответствует инновационной форме образовательной деятельности - образовательной услуге;
• насколько социальная активность изначально выстраивает партнерские взаимоотношения школы с различными социальными субъектами.
Таким образом, можно утверждать, что социальная активность может стать ресурсом развития школы в условиях системных изменений при соблюдении следующих условий:
• социальная активность будет осознан -ной и управляемой деятельностью школы по достижению запланированных целей ее развития;
• социальная активность будет проявляться в контексте развития школы как образовательного учреждения в направлениях перехода деятельности школы на оказание образовательных услуг, развития системы государственно-общественного уп-равления и разработки программы развития школы как бизнес-плана образовательной организации;
• социальная активность станет условием построения партнерского диалога школы с различными социальными субъектами по разрешению социально значимых проблем развития школы.
1 Субетто А. И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга // Стандарты и качество. 2000. № 2. С.62-66.
2 Добренькое В. И., Слепенкое И. М. Социальное управление: Словарь-справочник. М., 1994.
3 Третьякова Т. Н. Теория и практика маркетинга в структуре непрерывного образования: Ав-тореф. дис. ... д-ра пед.наук. Челябинск, 2001.
4Щербова Т. В. Управление школой: маркетинговый подход. СПб.: СПбАППО, 2004. С.13-14.
5 Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.
6 Лебедев О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Дис. на соис. учен. степени д-ра. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1992.
7 Воронков Д. А. Изменение характера деятельности директора школы в условиях модернизации образования: Эссе. О. Е.Лебедев. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы. СПб.: СПбАППО, 2006.С. 74-80.