Муниципальное общеобразовательное учреждение
Маякская средняя общеобразовательная школа


(10 класс)
Руководитель: Ехлакова
Наталья Николаевна
2009 -2010 учебный год
Пояснительная записка
к преподаванию элективного курса
«Металлы главных и побочных подгрупп»
(10 класс).
За основу обучения элективного курса взята авторская программа
«Металлы главных и побочных подгрупп»
(автор-составитель В. Е. Морозов), сборник элективных курсов «Химия – 10 -11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.
Цель курса: обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по теме «Металлы главных и побочных подгрупп».
Задачи курса: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению темы, умений самостоятельно приобретать и применять на практике знания о металлах, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил ТБ.
Планируемые результаты обучения:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
Строение, состав, свойства, способы получения металлов и их сплавов;
Механизм коррозии металлов и способы защиты от коррозии;
Особенности металлов главных и побочных подгрупп, комплексных соединений, генетических рядов металлов.
учащиеся должны уметь:
Проводить эксперименты, наблюдать и изучать явления и свойства веществ;
Описывать результаты наблюдений;
Решать расчетные задачи;
Осуществлять цепочки превращений;
Работать в группе и индивидуально;
Составлять схемы, таблицы;
Писать сообщения, придерживаясь определенной формы.
Элективный курс«Металлы главных и побочных подгрупп» рассчитанна 16 часов + 1 час резервное время.Содержание курса.Введение «Общая характеристика металлов» (1 час) Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Металлы как простые вещества: металлическая связь в строении кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. (Восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов в природе и жизни человека.
Тема 1. Коррозия металлов (1 час) Понятие «Коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Тема 2. Способы получения металлов. (3 часа) Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро-, электрометаллургия. Электролиз растворов и расплавов соединений металлов, его практическое значение.
Практикум по решению расчетных задач по теме «Электролиз»
Тема 3. Сплавы металлов. (1 час) Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы и их значение.
Тема 4. Металлы главных подгрупп. (2 часа) Семинар практикум «Соединения щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия».
Семинар – практикум «Генетические ряды металлов, общие представления о генетической связи». Генетические ряды металлов, которым соответствуют щелочи, нерастворимые гидроксиды, амфотерный оксид и гидроксид.
Тема 5. Комплексные соединения. (2 часа) Состав, строение, основы номенклатуры комплексных соединений. Свойства, способы получения и применение комплексных соединений.
Тема 6. Металлы побочных подгрупп. (4 часа) Металлы побочных подгрупп. Общая характеристика.
Обзор d – элементов I и II групп.
Хром – представитель d – элементов VI группы.
Железо – представитель элементов VIII группы
Урок-упражнение «Металлы главных и побочных подгрупп».
Обобщение материала.Итоговая контрольная работа.Тематический план№ уро
ка
Тема
Всего
Час
дата
Формы проведения
Формы
контроля
Лекц.
Практ.
Семин.
1
2
3
4
5
6
7
1
Введение «Общая характеристика металлов»
1
1
Тезисы, лекции, составление таблицы
2
Коррозия металлов
1
0,5
0,5
3
Способы получения металлов
3
1
Составление таблиц
4
Электролиз растворов и расплавов соединений металлов, его практическое применение
1
Самостоятельная работа
5
Практикум по решению расчетных задач по теме «Электролиз»
1
Решение расчетных задач
6а
Сплавы металлов
1
1
Самостоятельная работа
6
Металлы главных подгрупп
2
7
Семинар-практикум «Соединения щелочных, щелочно-земельных металлов, алюминия»
1
Составление конспекта, отчёт по лабораторным опытам
8
Семинар-практикум «Генетические ряды металлов»
1
Проверка выполнения заданий по осуществлению цепочек превращений
Комплексные соединения
2
9
Комплексные соединения. Состав, строение, способы получения и применения комплексных соединений
1
Опорный конспект, тезисы лекций
10
Свойства, способы получения и применения комплексных соединений
1
Отчет по выполнению лабораторных опытов, письменная работа
Металлы побочных подгрупп
4
11
Общая характеристика металлов побочных подгрупп
Опорный конспект, тезисы лекции
12
Обзор d- элементов
I и II групп
1
Отчёт по заданиям, сообщения учащихся
13
Хром – представитель d- элементов VI группы
1
Отчёт по заданиям, сообщения учащихся
14
Железо – представитель элементов VIII группы
1
Отчет, составление генетической связи
15
Урок – упражнение «Металлы главных и побочных подгрупп»
1
Решение задач и упражнений по курсу
16
Итоговая контрольная работа
1
контрольная работа
17
Подведение итогов
1
Анкетирование