____________________________________________
Информатизация школ Спас-Деменского района. Успехи и проблемы первого года реализации проекта ИСО.
Модернизация образования – одна из задач, которая стоит перед современной школой. Важной составляющей модернизации является применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, которое способно значительно повысить качество этого процесса. Информатизация системы образования – одно из направлений Приоритетного национального проекта «Образование».
Говорить об эффективности применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе стало возможным после включения школ района в реализацию проекта «Информатизация системы образования» и создания межшкольного методического центра на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Спас-Деменска. ММЦ строит свою работу на основании договора, заключённого между Центром и Областным центром информационных технологий в образовании. Согласно данного договора в 2006 году проведены все запланированные семинары, мастер-классы, консультации, конференция.
Количество педагогов, прошедших курсы по ИКТ- компетентности, резко возросло, т.к. обучение происходит в районе, на базе ММЦ. Выше стало и качество курсов, которые ведут тьюторы, грамотно обученные на базе РКЦ, и у них появилась возможность проводить обучение в специально оборудованном ИКТ- классе. За 2006 год обучено почти 30 процентов преподавателей и все администраторы школ. Всем директорам школ вручены ноутбуки и АРМ-директора/АСУ, что направлено на массовое вовлечение школ в процесс информатизации. Для школьных команд был проведен семинар по работе с программой «1С: ХроноГраф Школа 2.5». В настоящее время идет заполнение базы данных программы. Выпускные работы учителей-предметников – это готовые, методически интересно разработанные уроки, которые большинство учителей проводят в школах. И очень часто такие уроки проводятся на мастер- классах. Эта форма работы была не очень понятна нам самим, поэтому первыми стали сотрудники центра, которые изучили само понятие «мастер-класс» и провели их успешно, тем самым обогатив и себя как учителей-предметников, вовлекая в этот методический процесс всех, творчески работающих учителей.
Межшкольный методический центр играет координационную роль в процессе информатизации образовательных учреждений нашего района. Он является тем консультационным пунктом, где можно найти разнообразный методический материал для учителя; использовать коллекцию ЦОРов для подготовки к уроку, внеклассному мероприятию, индивидуальному занятию; создать интересную презентацию; получить необходимую техническую консультацию. Основной проблемой остаётся вопрос транспортной связи с сельскими школами. В более выгодном положении остаются сельские учителя, имеющие личный транспорт или проживающие в городе.
Большую роль в процессе продвижения информационных и коммуникационных технологий в практику работы школ играют школьные команды. Именно сообщество педагогов, заинтересованных в освоении и использовании ИКТ в учебном процессе может изменить этот процесс в лучшую сторону и быстрыми темпами. И именно программа информатизации является средством развития школы. И если мы говорим, что такая программа создана и уже реализуется, значит, школьная команда данного ОУ уже действует и движется вперёд, увлекая за собой всё школьное сообщество.
Медленными темпами идёт создание сайтов и программ информатизации ряда сельских школ. К объективным причинам можно отнести сокращение численности школ и преподавателей, их загруженность, отсутствие ставки завуча. Однако численность учащихся также сокращается, и соответственно интенсивность труда педагога на селе не столь высока как в городских школах. Должны оставаться силы и желание на инновации и активное включение в обновление учебного процесса. Данные проблемы активно обсуждались на муниципальной конференции, и находящиеся в стадии разработки программы информатизации и сайты, будут в ближайшее время завершены.
Важнейший результат проекта ИСО состоит в том, что педагоги любого возраста стали с удовольствием заниматься самообразованием. В 2006 году большинство участников районных конкурсов «Самый классный « классный»» и « Учитель года» представляли мультимедийные презентации, ярко отражающие образ участника конкурса.
2 городские школы, располагающие всей техникой, выпускают школьные газеты, пользующиеся популярностью у детей и родителей. Свой печатный орган имеет ММЦ.
В рамках реализации проекта организовано проведение конкурса пединициатив, главной целью которого является распространение инновационной деятельности педагогов, формирование в регионе силами учителей общедоступных коллекций электронных уроков, внеклассных мероприятий. Участниками пединициатив от нашего района стали только представители 2 городских школ. Результатом первых участников стал готовый для использования в воспитательной работе материал «Памятники земли Спас-Деменской», подготовленный группой учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Спас-Деменска.
Каков же результат обучения наших учителей (диаграмма)?

Большой проблемой остаётся использование педагогами компьютерных сетей, число таких преподавателей пока очень низко и на это есть объективная причина- подключение сети интернет к центру и школам только планируется.
Коль скоро учителя осваивают компьютерные технологии и начинают их применять на уроках и во внеурочное время, возникает необходимость дальнейшего оснащения школ техникой. Чтобы провести урок с применением ИКТ и не тратить время на установку оборудования, необходимо в каждой школе иметь ИКТ-класс, в котором все компьютеры объединены в сеть, имеется в наличии проектор и сканер. И это уже не роскошь, а необходимость сегодняшнего дня. Уважаемые коллеги, почувствовав однажды преимущество преподавательской деятельности с использованием ИКТ, уже не пожелаем ,да и не сможем работать по-старому.