Чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться.
Похожие темы научных работ
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Погосян Люба Хасимовна
Текст научной работы
на тему "Компоненты и уровни сформированности гражданственности у подростков общеобразовательной школы". Научная статья по специальности "Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы"
Л. Х. Погосян
КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Работа представлена кафедрой педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Х. Х.-М. Батчаева
В статье представлена классификация компонентов гражданственности в соответствии с тремя ее основными признаками, а также определены качества личности, отражающие отношения подростков к обществу, людям, себе; приведены результаты диагностики уровня знаний о гражданственности учащихся 6-8-х классов школы.
Ключевые слова: гражданственность, уровни сформированности гражданственности, компоненты гражданственности, подростки.
248
Компоненты и уровни сформированности гражданственности у подростков общеобразовательной школы
L. Pogosyan
COMPONENTS AND LEVELS OF CIVIC CONSCIOUSNESS FORMING AMONG COMPREHENSIVE SCHOOL TEENAGERS
The paper contains a classification of civic consciousness components in accordance with its three basic features. The author defines a person's qualities reflecting attitudes ofteenagers to society, people and themselves. The results of the diagnostics of knowledge about civic consciousness among 6-8-form students are presented.
Key words: civic consciousness, levels of civic consciousness forming, components of civic consciousness, teenagers.
Подростковый возраст имеет большое значение в становлении взрослеющей личности. Именно в этот период закладываются базовые ценности, которые на долгие годы определяют социально нравственный облик человека. В этот период идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе. Вместе с тем именно в подростковом возрасте воспитательный процесс сложен и противоречив в силу психофизиологических особенностей детей.
Гражданственность определяется ведущими психологами и педагогами как целостное ин-тегративное качество, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения.
Соглашаясь с мнением исследователей А. С. Гаязова, Е. В. Известковой, И. Н. Руссу, Г. Н. Филонова и др., нами выделены признаки гражданственности, такие как нравственный, правовой и социально-политический.
Как интегративное качество личности, гражданственность имеет достаточно много компонентов, поэтому целесообразно классифицировать их в соответствии с тремя ее основными признаками. К первому признаку относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность; ко второму признаку — правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода; к третьему — гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.
Компоненты нравственного признака характеризуются тем, что основываются на принципах морали и придают действиям личности
моральную окраску. Правовой признак гражданственности выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов. Социально-политический признак гражданственности реализуется через комплекс идей, принципов, взглядов, убеждений, чувств, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно-политического строя государства. А все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие нормы и правила посредством различных форм повседневной деятельности.
Названные компоненты гражданственности мы рассматриваем не в суммарном, а в органическом единстве, что обуславливает и структуру понятия гражданственности как целостного интегративного качества с взаимосвязями и взаимообусловленными компонентами. Целостность в этом случае является общим свойством системы, дающим возможность функционировать гражданственности и в роли отдельного качества личности.
Для выяснения того, в какой мере сформированы понятия у современных подростков о социально значимых, общечеловеческих, гражданских качествах, каков у них образ «я», каковы у них ценностные ориентации, нами были определены качества личности, отражающие отношения подростков к обществу (патриотизм, интернационализм, гражданская ответственность и долг, трудолюбие, отношение к национальным и культурным ценностям); к людям (коллективизм, товарищество, гуманность, честность, правдивость); к себе (простота и скромность, целеустремленность, требо-
ПЕДАГОГИКА
вательность к себе, мужество, смелость, национальное достоинство, совесть и др.).
Ведущими показателями сформированно-сти гражданственности у подростков являются когнитивно-познавательный, мотивационно-ориентировочный и поведенческий критерии.
Формирование гражданственности у подростков происходит под воздействием объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся экономическое положение страны, материально-техническая база, существующие производственные и общественные отношения с их приоритетами. Субъективные факторы охватывают сферу устоявшихся в данном обществе отношений между людьми, сложившуюся систему воспитания, способы передачи общественно-исторического опыта подрастающему поколению.
Диагностика уровня знаний о гражданственности в 6-8-х классах осуществлялась в процессе бесед и анкетирования учащихся. Вопросы, поставленные перед детьми, требовали более высокого уровня знаний о гражданственности по сравнению с 5-ми классами. Учащиеся должны были самостоятельно назвать ряд признаков, характеризующих данное слово. Исследование показало, что подростки затрудняются в определении этого понятия. Из опрошенных подростков 48% не смогли назвать признаки гражданственности. К числу наиболее трудных вопросов можно отнести следующие: Дайте характеристику понятия «гражданственность»; Изменилось ли сегодня содержание понятия «гражданственность»? Если да, что появилось нового, на твой взгляд?
Для того чтобы определить, что думают и знают подростки об обществе, в котором они живут и в условиях которого им предстоит в скором времени вступать в самостоятельную жизнь, был проведен опрос подростков. Результаты показывают, что подростки далеко не в восторге от ситуации, которую переживает сейчас наше общество: только 15,7% подростков одобряют то направление, по которому сейчас продвигается Россия. Подавляющее же большинство считает, что России следует изменить курс своего развития (70%), часть учащихся не смогла дать какой-либо оценки сложившейся
ситуации в обществе. По мнению учащихся, в стране налицо кризис власти: «Страной в настоящее время управляет мафия» (таково мнение половины опрошенных). 17% учащихся считает, что в стране не так уж и плохо.
Экономическая и социально-политическая ситуация последнего десятилетия способствует расслоению общества, в результате чего одни стали намного богаче, другие — значительно беднее. Не случайно подавляющее большинство учащихся считает, что резкое расслоение общества по доходам произошло из-за несправедливой экономической системы, которая сложилась в нашем обществе. Примерно 52% подростков полагают, что в основе успеха, обеспечивающего материальный достаток, лежит использование людьми нестандартных решений, новых непроторенных путей, риска, 33,5% ребят отмечает, что люди, разбогатевшие в наших условиях, эгоистичны и поступают аморально. Только небольшая часть опрошенных считает, что эти люди работали больше, чем другие, поэтому и добились большого материального благополучия.
Таким образом, большая часть подростков критично оценивает экономическую систему нашего общества, считает ее несправедливой, отмечая, что эгоизм и аморальность способствуют достижению успеха в такой системе. По их мнению, чтобы быть успешным, чего-то добиться в жизни, необходимо иметь следующие качества: умение ладить с людьми, находить с ними общий язык (80%); ум, интеллект (77%); трудолюбие, упорство (45%); предприимчивость и инициатива (72%); смелость и риск (71%); образованность (62%). В меньшей степени необходимы качества гуманистической направленности: щедрость, бескорыстие, честность, порядочность, принципиальность, коллективизм.
На выбор мотивов деятельности подростков влияют социальные условия их жизни, изменения в общественных ценностях.
Ценностные ориентации подростков различны. Среди ведущих ценностей отмечены «здоровье» (88%), «знания» (62%), «общественное признание» (70%), «труд» (65%), «бизнес» (93%). Менее значимыми для них является «творчество» (20%), «любовь» (19,3%). Почти все учащиеся стремятся быть
материально обеспеченными (93%), иметь равные права со взрослыми (96%). Интересы многих учащихся связаны с учебой, занятиями в различных кружках, секциях и т. д.
У подростков из класса в класс растет понимание содержания выделенных качеств, однако более чем у половины обследованных нами ребят уровень понимания гражданственности остается невысоким
Динамику, признаки проявления разных уровней сформированности гражданских качеств раскрывают соотношение внешней регуляции и саморегуляции, степень самостоятельности и направленность деятельности и поведения подростка. Важно отметить, что ведущей в подростковом возрасте выступает такая деятельность, которая связана с учением, общением и общественно полезным трудом. Именно здесь происходит усвоение подростком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении, формируется гражданская позиция личности. Данное своеобразие подросткового периода имеет особое значение при организации гражданского воспитания. Повышенная восприимчивость подростков к нравственной сфере взаимоотношений между людьми дает возможность эффективного использования воспитательного потенциала специальных знаний, способствующих самостоятельному осмыслению современных проблем в процессе формирования у них гражданственности.
В реализации поведенческого решения, соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции, мы выделили следующие уровни воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий.
Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени определяет ориентацию конкретной личности благодаря своему воспитательному потенциалу Этот потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно формировать гражданственность у подростков.
Успешное формирование гражданственности у подростков в школе возможно при использовании во внеклассной воспитательной работе целостной системы с5-гопо11-й класс, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов такого рода, как цели, задачи, диагностика уровня воспитанности, педагогическое руководство разнообразной деятельностью учащихся что позволяет обеспечить эффективность целенаправленного воспитания через интеграцию таких факторов, как семья, микро- и макросоциумы. Данная система гражданского воспитания является подсистемой более крупной единицы, такой как обра-зовательно-воспитательный процесс, который находится во взаимосвязи с ним и с другими подсистемами.