Публичный отчет краевого государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5» содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения за 2009-2010 учебный год.
Отчет адресован родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и выбирающим школу для своего ребенка. Прочитав его, они смогут ознакомиться с укладом и традициями нашей школы, условиями обучения, воспитания, коррекции и развития.
Информация о результатах деятельности школы адресована учредителю, общественным организациям, определяющим роль каждого образовательного учреждения в образовательном пространстве края.
Обеспечивая информационную открытость нашего образовательного учреждения посредством публичного отчета, мы надеемся на диалог с общественностью, который будет направлен на повышение качества образовательных услуг в учреждении и увеличение числа социальных партнеров.
^ Публичный отчет
краевого государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5».
^ 1.Место школы в микрорайоне:
КГСОУ «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №» расположена по адресу : 660037, г. Красноярск, ул.. Московская 31.
Школа расположена в Ленинском районе г. Красноярска. Основными жителями этого района являются рабочие близлежащих заводов. Данный район промышленный, имеет развитую городскую инфраструктуру. В районе имеются ещё одна школа, оказывающая аналогичные образовательные услуги.
Решая поставленные перед собой задачи, школа активно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования, социальной защиты, учреждениями общего и начального профессионального и высшего образования. Нашими партнерами являются:
Машиностроительный лицей;
КГОУ «Детский дом №1»
Государственное учреждение «Центр занятости населения»;
МУ «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский»;-
МУ «Реабилитационный центр «Радуга»;
НКО «Фонд социальных инноваций»;
Институт специальной педагогики КГПУ им В.П.Астафьева;
Краевой красноярский институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования;
МУ Молодёжный центр Ленинского района г. Красноярска
а также общеобразовательные и специальные (коррекционные) образовательные учреждения г. Красноярска и Красноярского края.
Одними из участников образовательного процесса в школе являются родители учащихся.
Социальный статус наших родителей:
Рабочие-60%
Служащие-20%
Безработные- 20%
Исходя из особенностей нашего района и социального статуса родителей, как основных заказчиков предоставляемых школой образовательных услуг, основной задачей является формирование у учащихся социально-трудовых компетентностей, востребованных в социуме.
^ 2. Общая характеристика школы. КГСОУ «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5» основана в 1957 году. На протяжении пятидесяти лет школа оказывает образовательные услуги детям с различным уровнем нарушения интеллекта.
Миссией нашей школы является обеспечение успешности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в жизни, то есть полноценную социальную адаптацию.
За этот период времени 1454 учащихся получили образование и работают на предприятиях нашего города.
Педагогический коллектив школы строит свою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Уставом учреждения, федеральными и региональными нормативными документами, регламентирующими деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Учредителем школы является министерство образования и науки Красноярского края, имущество школы находится в краевой государственной собственности.
Органами управления школы являются:
- собрание трудового коллектива;
-педагогический совет;
- управляющий совет.
Школа имеет лицензию, которая дает право на осуществление образовательной деятельности (серия А № 308570 от 17.07.2009г.).
Школа прошла аккредитацию (свидетельство АА 163904 от 12.08 2009), что дает право на выдачу выпускникам документа государственного образца: свидетельство об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
По результатам проведенной аккредитационной экспертизы учреждению присвоен:
тип- специальное (коррекционное) образовательное учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
вид- специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида.
Школа работает в следующем режиме:
классы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости - по шестидневной рабочей неделе.;
классы для учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и сложным множественным дефектом - по пятидневной рабочей неделе;
Предельная наполняемость классов для учащихся с легкой степенью умственной отсталости – 12 человек.
Предельная наполняемость классов для учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости – 10 человек.
Предельная наполняемость классов для учащихся со сложным множественным дефектом - 5 человек.
Школа является школой продленного дня. Учащиеся пребывают в школе до с 8.00 ч. до 17.00 ч..Организована работа двух интернированных групп на 24 места, для круглосуточного пребывания детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
^ 3. Контингент обучающихся в учреждении. В школе функционирует 26 классов, в них обучается 265 детей. Общее количество учащихся за последние три года:

Незначительное снижение количества учащихся связано с приведением в норму наполняемости классов, а также увеличением количества учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
В учреждении обучаются дети из следующих семей:
Категории
2007-2008
2008-2009
2009-2010
Дети из многодетных семей
34
36
20
Дети из полных семей
125
99
102
Проживающие в семьях с отцом и мачехой
2
4
4
Проживающие в семьях с матерью и отчимом
38
27
25
Дети из неполных семей
80
86
81
Дети из малообеспеченных семей
84
80
87
Дети, входящие в «группу риска»
85
91
77
В связи с низким социальным статусом 1/3 семей в школе проводятся такие мероприятия как: «Школа родителей», «Акция помоги пойти учиться», совместные мероприятия с отделом по делам несовершеннолетних и социальной защитой населения Ленинского района.
На сегодняшний день в школе обучается 85 детей – инвалидов. Количество детей с инвалидностью постепенно увеличивается, за счет повышение спроса на оказание образовательных услуг для учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Количество детей-инвалидов:

За счет сотрудничества с КГОУ «Детский дом №1» повысилось количество детей-сирот, обучающихся в школе.
Количество детей-сирот:
^ 4. Создание безопасной коррекционно-развивающей, здоровьесохраняющей среды в учреждении Школа-интернат состоит из двух зданий, соединенных теплым переходом. Одно здание четырехэтажное, в нем распложены: учебные кабинеты, 2 спортзала, библиотека, актовый зал, административные кабинеты. Одно трехэтажное здание, в нем расположены: столовая, учебные трудовые мастерские, спальные комнаты, медицинские кабинеты, кабинеты специалистов, кабинет ЛФК. Также в отдельно стоящем одноэтажном здании располагаются учебные трудовые мастерские, прачечная, гараж. Школа имеет территорию с зелёными насаждениями, баскетбольной площадкой, футбольной коробкой, игровой площадкой.
Для создания безопасной среды в школе созданы следующие условия:
ограждение по периметру;
наружное видеонаблюдение;
тревожная кнопка, обслуживаемая частным охранным предприятием;
автоматизированная пожарная сигнализация;
пропускной режим.
Помещения школы в основном соответствуют требованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора. Замечания по предписаниям контролирующих органов выполнены на 60%. Невыполненные мероприятия требуют капитальных работ, внесены в проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта. Согласно Программе развития школы капитальные работы планируются до 2013 года, по мере финансирования из краевого бюджета.
Обеспечено бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения: водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение.
В течение года было приобретены комплекты школьной мебели на сумму 99000 рублей. Проведен текущий ремонт помещений на сумму 420000 рублей. Приобретена посуда в пищеблок школы на сумму 17000 рублей.
Смета расходов учреждения за 2009 год выполнена на 99,7%
Для обеспечения здоровьесохраняющей среды в учреждении организована деятельность медицинской службы. В 2008 году получена лицензия на осуществление медицинской деятельности за номером ФС-24-01-000589 от 11.12.2008 года. Согласно данной лицензии учреждение имеет право на осуществление доврачебной медицинской помощи по: диетологии, сестринское дело в педиатрии; осуществление амбулаторно-поликлинической помощи по: первичной санитарной помощи, лечебной физкультуре, спортивной медицине, педиатрии; осуществление медицинской помощи по: психиатрии.
В состав медицинского блока входят: кабинет врача педиатра, кабинет врача психиатра, стоматологический кабинет, процедурный кабинет, кабинет психологической разгрузки, изолятор, кабинет ЛФК, санитарные комнаты. Осуществляют медицинскую деятельность врач-педиатр, врач-психиатр, врач -стоматолог, 3 медсестры, медсестра по диетологии, инструктор по ЛФК.
С 2005 года в учреждении реализуется программа «Здоровье».
Использование здоровьесберегающих технологий в школе закладывается в структуру и формы организации учебно-воспитательного процесса. Этому вопросу уделяется повышенное внимание на всех стадиях работы школы. Расписание занятий составляется в строгом соответствии с требованиями СанПиНов и согласовывается с Роспотребнадзором на начало учебного года. На уроках обязательными являются элементы, способствующие снижению утомляемости школьников (физминутки, тренировочные упражнения для глаз, рук, смена видов деятельности и т.п.).
Все учащиеся обеспечены горячим питанием: пятиразовое – для интернированных детей, трехразовое – для приходящих детей. Питание учащихся осуществляется поварами школы. Контроль за качеством и организацией процесса приема пищи производит администрация школы, ответственный по питанию, медицинский работник школы.
Школа уделяет много внимания организации профилактических и оздоровительных мероприятий:
- ежегодная диспансеризация учащихся;
- прививочная работа;
-иммунопрофилактика;
- ежемесячно Дни здоровья;
- в режиме школы предусмотрены ежедневные прогулки на свежем воздухе и организация подвижных игр.
Работа по здоровьсбережению позволила достигнуть следующих результатов:
общая заболеваемость учащихся снизилась на 6%;
на 33,5% снизился уровень простудных заболеваний;
неврологическая патология снизилась на 6,7%;
на 19% снизилась патология органов ЖКТ;
снизилось число пропусков учащимися по болезни на 30% по сравнению с прошлым годом;
Для коррекции коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых нарушений, поведенческих отклонений в школе организована работа следующих специалистов: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов. Для работы данных специалистов имеются специальные кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием.
^ 5.Организация учебно-воспитательного процесса в школе Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в соответствии с комплектованием школы, учебным планом, образовательной программой, рабочими программами.
Комплектование школы и учебный план согласовываются с учредителем на начало учебного года.
Учебный план школы разработан на основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида I вариант (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г. №20/2065).
Образовательная программа школы разработана на основании программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Рабочие программы разрабатываются педагогами школы на основании образовательной программы с учетом специфики региона, условий школы, индивидуальных возможностей учащихся.
Учебно-воспитательный процесс осуществляют 79 педагогов. Из них: 67 педагогов имеют высшее образование, в том числе 33 педагога - с дефектологическим образованием.
На данный момент в школе 24,4% - с высшей категорией (19 человек), 24,4 % с первой категорией (19 человек), 15,4% педагогов (12 человек) со второй категорией. Общее количество аттестованных педагогов 50 человек (64,1%)
В учреждении реализуется классно-урочная система занятий, а также обучение учащихся на дому. На основании справки КЭК обучалось на дому 9 человек.
Младшие школьники обучаются в 1-4 классах. Основной задачей обучения в младших классах является обеспечение пропедевтики для дальнейшего обучения и адаптация учащихся в условиях коррекционной школы. На данном этапе изучаются следующие предметы: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изучение предметов и явлений на основе окружающей действительности, музыка, физическая культура, изобразительная деятельность, ручной труд. Проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, учителем дефектологом, педагогом психологом.
В 5 – 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. В школе действуют 11 мастерских: 3 швейные, 2 столярные, слесарная, штукатурно-малярная, гончарная, обувная, мастерская озеленения, декоративно - прикладного дела. Разнообразие направлений трудового обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности и интересы учащихся при выборе будущей профессии.
Обучение в 10-11 классах организовано с Машиностроительным лицеем на основании договора о совместной деятельности. В школе изучаются общеобразовательные предметы, лицей обеспечивает начальную профессиональную подготовку. По окончании 11 класса учащиеся проходят итоговую аттестацию в лицее, получают документ государственного образца (диплом о начальной профессиональной подготовке), трудоустраиваются по рекомендациям лицея.
Воспитательная работа в школе осуществляется через урочную деятельность, деятельность классных коллективов, занятия в кружках и секциях дополнительного образования (Хобби-Центр), детскую общественную организацию «Радуга», внеклассную работу.
Основные направления деятельности:
«Я – Человек» Направлено на развитие нравственных, духовных качеств учащихся с ограниченными возможностями здоровья, через воспитание социокультурных навыков, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, толерантного отношения к людям другой национальности.
«Я - Гражданин» Направлено на развитие патриотических и гражданских качеств учащихся с ограниченными возможностями здоровья, через воспитание в духе национальных традиций, этнических культур, деятельности в детских общественных организаций, любви к родному краю.
«Я - Землянин » Направлено на развитие и формирование у учащихся ценностного отношения к природе, всему живому на земле, людям и собственному здоровью, через сохранение и укрепление психического и физического здоровья, организацию деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организацию туристической, спортивной работы.
«Я – Творец » Направлено на эстетическое воспитание учащихся с огран6иченными возможностями здоровья, через организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к художественным ценностям отечественной и мировой культуры, участие в деятельности досугового центра.
«Я – Труженик » Направлено на воспитание трудовых качеств у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, через развитие умений и навыков по уходу за собой, своим жилищем, профессиональное самоопределение, организация профориентационной деятельности, экономическое просвещение подростков.
На базе школы воспитательная работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы школы через организацию общешкольных мероприятий к памятным датам, конкурсов, выставок, олимпиад, внешкольных мероприятий, через участие в районных, городских, краевых мероприятиях таких как: «Поверь в себя», «Золотой и серебряный росток», «Сотвори добро» и др., где наши учащиеся ежегодно занимают призовые места.
Учащиеся школы приняли участие в 6 районных, 2 городских, 8 краевых мероприятиях и 1 всероссийском мероприятии.
В общей сложности нашими учениками занято 15 призовых мест.
Особой гордостью школы являются спортивные достижения учащихся.
Команда нашей школы заняла 2 место по мини-футболу на специальных олимпийских играх г Санкт-Петербурге, 1место в краевых соревнованиях по баскетболу, активно участвовала в краевой эстафете здоровья.
Результаты участия в краевом конкурсе детского творчества «Поверь в себя» и «Золотой и серебряный росток»: 2 место за изделие в декоративно-прикладном направлении, 3 место за хореографическую работу.
В 2009-2010 году педагоги школы продолжили разработку критериев, позволяющих оценить качество предоставляемых образовательных услуг в рамках компетентностного подхода.
Учащиеся школы успешно осваивают образовательную программу для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Процент осваивающих программу на «4» и «5» – 41,4% . В 10 – 11 классах количество учащихся, осваивающих программу на «4» и «5» повысилось на 13%. Средний балл по общеобразовательным предметам в этом учебном году составил 4,02
В краевом конкурсе «Лучший по профессии-2010» учащиеся нашей школы заняли 1 место по слесарному делу, 2 место по швейному делу, 3 место по штукатурно-малярному делу.
Результаты итоговой аттестации учащихся 9-х классов за 2009-2010 учебный год:
«3» - 11 чел (44%)
«4»-10 чел. (40%)
«5» - 4 чел. (16%)
Процент качества составил 56%.
Продолжат обучение в 10 классе на базе школы и Машиностроительного лицея 12 человек. 8 выпускников планируют поступать в другие профессиональные училища Ленинского района г.Красноярска, 5 выпускников планирую трудоустроиться.
^ 6.Ресурсное обеспечение и его использование: Школа, обладая определенными ресурсами, достигает выполнения поставленных задач.
Педагогический коллектив: Увеличилось количество педагогов с высшим образованием , в том числе высшим дефектологическим - на 7%;
24 педагога (30 %) педагогического коллектива в этом году прошли курсы повышения квалификации;
13 педагогов школы делились опытом на научно-практических конференциях различного уровня.
15 педагогов школы приняли участие в различных профессиональных конкурсах. В результате в нашей школе работают:
- победитель краевого конкурса «От специальности к профессии» в номинации «Лучший социальный педагог»;
- лауреат конкурса «От специальности к профессии» в номинации «лучший логопед»,
- лауреат конкурса «Лучший классный руководитель»,
- в конкурсе «65 лучших уроков», посвященных Победе в Великой отечественной войне, принимало участие 7 педагогов. Все разработки уроков вошли в публикуемый сборник. Один урок вошёл в пятёрку лучших.
Имеющийся педагогический потенциал позволяет продолжать работу по повышению качества предоставляемых образовательных услуг.
^ Материально-техническая база: Для оценки материально-технической базы учреждения разработан мониторинг условий, который проводится на протяжении всего учебного года. Имеющийся мониторинг позволяет объективно оценивать оснащение школьных помещений и рационально планировать развитие материально-технической базы школы и адресно расходовать бюджетные средства.
Данные мониторинга учебных кабинетов показали, что за 2009 – 2010 учебный год существенные изменения произошли в 16% учебных кабинетов. В 2009-2010 учебном году приобретены учебные комплекты (парты, стулья) для трех кабинетов. Сравнительные данные за 3 года показали, что оснащённость кабинетов постепенно увеличивается.
В 2009-2010г. обеспеченность материально-технической базы учебных трудовых мастерских составляет 90%, но часть имеющегося оборудования устарела и требует замены.
Материально-техническая база кабинетов дополнительного образования пополнялась за счет родительских средств. Общественная родительская организация «Ветка» предоставляла средства для обеспечения работы кружков дополнительного образования расходными материалами: красками, бумагой, материалами для декоративно-прикладного труда. Силами педагогов пополняется дидактическая база кабинетов дополнительного образования. В среднем дидактическое оснащение кабинетов дополнительного образования возросло на 14% процентов.
В учреждении функционирует Библиотечно-информационный центр, который включает в себя: библиотеку с абонементом, пресс-центр, кабинет для проведения факультатива «Основы компьютерной грамотности». Имеющийся фонд учебников составляет 100%, но часть учебников морально устарела и требует замены.
В школе функционирует интернет, частично обеспечена локальная сеть.
Школа имеет свой сайт, который предназначен для информирования общественности о деятельности школы, а также организации движения внутренних и внешних потоков информации.
Продолжается работа по наполнению информационного ресурса -медиатеки ( разработки уроков с использованием ИКТ, рабочие программы, статьи, выступления, видеозаписи занятий, фильмы о школе и т.д.). Имеющиеся информационно-технические ресурсы используются как педагогами, так и учащимися: подготовка документов, получение и обработка информации, проведение различных мероприятий.
Имеющиеся ресурсы материально -технической базы школы позволяют обеспечивать образовательный процесс, требует частичной замены и обновления, что предусмотрено Программой развития школы.
^ Точки роста и перспективы развития: - оказание образовательных услуг для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группах кратковременного пребывания;
- внедрение дистанционных форм обучения;
- организация профориентационной работы на базе школьных трудовых мастерских для учащихся общеобразовательных школ;
- начальная профессиональная подготовка учащихся 10-11 классов специальных (коррекционных) школ г. Красноярска;
- разработка и прохождение внешней экспертизы учебно-методического комплекта для учащихся с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости;