Понедельник, 23.06.2025, 15:23
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
«  Июль 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Главная » 2013 » Июль » 26 » Методическая копилка
02:43
 

Методическая копилка

Учитель русского языка и литературы высшей категории Шурманова Н.П. Предметная неделя русского языка и литературы.

Форма проведения мероприятия: КВН

(для учащихся 8-х классов)

Цель: воспитывать любовь к родному языку и литературе; развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи;

Ход игры.

  1. Представление команд: название, девиз, эмблема. (5б.)
  2. Конкурс «Домашнее задание»:

«Берись дружно – не будет грузно..» (4б)

  1. Конкурс команд: «Знаете ли вы?» (5б.; и 6 б.)
  2. Конкурс капитанов:

«Не учась и лаптя не сплетёшь» (5баллов; по 1 баллу за верный ответ)

  1. Конкурс с болельщиками:

«Хорошие речи и слушать приятно» (по 1 баллу за верный ответ)

  1. Игра: «Найди антонимы» (по 1 баллу за верный ответ)
  2. Подведение итогов: слово жюри, награждение.

Состав команды: капитан и 6 членов команды; остальные учащиеся класса – болельщики.

Вступительное слово ведущего, представление жюри.

1. Конкурс. Команды защищают название, девиз, эмблему.

2. Конкурс «Домашнее задание».

3. Команды задают друг другу по 4 вопроса.4. Конкурс команд: «Знаете ли вы..?»

4.1-ый конкурс: «Самый грамотный»

Задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте, если нужно, скобки, расставьте знаки препинания.

Текст №1

Было далеко (за) полночь когда уставший и обессилен..ый врач..(хирург) Шершиневич.. выск..чил из горо..ской больниц… и кинулся проч.. в ноч..ную глуш…

(на) встречу к невесте. Только любимая Лидоч…ка могла сейчас ему помоч.. (С,З)беречь последние силы. Эта мысль пр…дала ему прыти и Роман Ильич пустился вскач.. минуя пригородный пляж… мимо огромных оставш…хся после грозы луж… мимо к..мфортабельных дач..

Текст №2

Дог..рал душный июльский день. В окнах бл…стали отсветы кр..вавых з…рниц разр…стающихся по г..ризонту. Девица Марьяна Зарянская по батюшке Р..стиславовна р..внодушно вз..рала (не) зажигая лампы на зловейш…й п..йзаж. Вечером Марьяна (не) прик…снулась к еде укл…нилась от назойливых домог..тельств приказ…ика.

Текст №3

Был ветрен..ый день ран..ей осени. Девушка ш..коладного цвета пр..ехавшая с юга ок..залась (ни)кто иная как извес..ная пл..вчиха (чемпионка). В аэр..порту её встречал

молодц..ватый жених одетый в кож…ную куртку. Усадив невесту в машину (иномарку) Р…стислав повёз девушку на ш…карную дачу отделан..ую (в)нутрии деревом.

Текст № 4

Как р..ждается замысел? Почти (не) бывает двух замыслов которые бы возникали и разв..вались од..наково.

Появлен..е его всегда быва..т подготовлен..о внутрен..м сост..янием писателя.

Замысел это молния.

Замысел так(же) как молния возн..кает в сознани.. человека насыщ…нном мыслями чу..ствами и заметками памяти. Накапливается всё это испод(воль), медленно, пока (не) доходит до той степени напр..жения которое требу..т (не)избежного разряда.

4.2 Следующее задание:

№1. Какой предлог оканчивается на – ии?

а) вследств.. б) в заключен.. в) в продолжен… г) наподоб.. д) в течен... е) в отношен..

№2. Определите тип предложения:

а) В запахе одной только черёмухи соединяешься со всем прошлым.

б) Не поднимала глаз и Вера.

в) Только бы уснуть.

№3.Определите тип словосочетаний:

а) полный жизни б) деревня на пригорке в) второй от конца

г) рассказывал смеясь

д) читать по-русски е) хрустальному стакану

№ 4. Определите тип сказуемого.

  1. Молодой человек спорить не стал.
  2. К вечеру море шумней и мутней.
  3. А солнце печёт и печёт.
  4. Конкур капитанов:

«Не учась и лаптя не сплетёшь»

1ТУР

№1. Назови автора произведения и само произведение:

- Швабрин виноватый,- отвечал я.

- Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел больную у попадьи и насильно хочет на ней жениться.

№2. Откуда эти строки? Назовите автора и название произведения:

«Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь;

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза провернуть

Моё ружьё….»

№3. Узнай героя по реплике. Назовите произведение, автора:

- Что за скверный город: только поставь какой-нибудь памятник или просто забор – чёрт их знает откудова нанесут всякой дряни!

№4

О ком идёт речь? Назови автора и произведение.

« А она, со стаканом в руке, пустилась карабкаться по развалинам, изредка останавливаясь, наклоняясь и с забавной важностью роняя несколько капель воды, ярко блестевших на солнце. Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её легкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала».

№5.Назовите художественно-изобразительные средства в отрывке:

Я увидел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом.

2 ТУР

№2 Вопросы-шутки для капитанов:

  1. Можно ли отрезать без ножа или другого режущего материала? (Резким словом)
  2. Я у человека, животного, у плодов растений: могу быть гусиной, чёртовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать каково другому; из меня вылезают, стараясь угодить кому-либо (кожа)
  3. Что можно собрать без помощи рук? (собрать морщины на лбу; собрать силы; собрать тело для прыжка)
  4. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путников (каша)
  5. Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом, её набирают в рот… (вода)

№5 Конкурс с болельщиками:

«Хорошие речи и слушать приятно».

Исправьте ошибку в предложении:

  1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. (Гоночный)
  2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений (комплексом)
  3. Товарищ мне ответил дружественным пожатием руки.

( дружеским)

  1. Дело это хлопотливое, требует большого внимания. (хлопотное)
  2. У него были невыразимые черты лица. (невыразительные)
  3. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней и других животных. (приручал)
  4. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибным заболеванием. (грибковым)
  5. Они сумели основать свои требования. (обосновать)
  6. Дыхание больного стало отрывистым. (прерывистым)

6 От каждой команды приглашается по 1 участнику.

Игра «Найди антонимы в стихотворных отрывках».

№1

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик – я поэт.

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

№2

Вы – свет, а я похож на тьму,

Вы веселы, а я печален.

Вы параллельны ко всему,

А я, напротив, вертикален.

№.7 Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Ответы

Литература.

  1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
  2. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
  3. Н.В.Гоголь «Ревизор» городничий
  4. И.С.Тургенев «Ася».

Русский язык.

  1. (е) в отношении
  2. а) односоставное: обобщённо-личное

б) двусоставное в) односоставное: безличное

3. а) управление

б) управление

в) управление

г) примыкание

д) примыкание

е) согласование

4. Типы сказуемого:

1) СГС 2) СИС 3) ПГС

Праздник «День Святого Валентина».

Составитель: Учитель русского языка и литературы Гамова Людмила Константиновна

Оформление: столики полукругом, на каждом свеча и маленькие букетики цветов; на стенах – разные по форме и размерам сердечки; можно репродукции живописных женских портретов; на доске нарисовано дерево удачи (на нём сердечки из бумаги).

Ведущий: Много веков назад древнеримским воинам закон не позволял вступать в брак, пока они находились на службе (служба составляла 25 лет) и тем более освещать его в церкви. Святой Валентин, пастырь и духовник воинов, тайком благословлял любящие сердца и, несмотря на запрет, освящал отношения церковным обрядом. Непокорного священника выдали. Он был казнён 14 февраля. С тех пор этот день празднуется как День Влюблённых.

Слово «любовь» на всех языках мира понятно без перевода. Чувство любви самое поэтическое – возвышенное, чистое, прекрасное. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир.

Дети читают стихи о любви.

  1. 1. Любовью дорожить умейте,

С годами – дорожить вдвойне:

Любовь – не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша,

Но вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

С.Щипачев

  1. 2. Всё начинается с любви…

Твердят: «Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!..

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа.

Глаза цветов, глаза ребёнка –

Всё начинается с любви.

Всё начинается с любви.

С любви! Я это точно знаю.

Всё, даже ненависть – родная

И вечная сестра любви.

Всё начинается с любви:

Мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг –

Всё начинается с любви…

Весна шепчет тебе: «Живи»…

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься, и начнешься.

Всё начинается с любви!

Р.Рождественский

Ведущий: «Любви все возрасты покорны», - сказал когда-то Пушкин. И верно.

Гете в 74г. Делает предложение 19-летней Ульрике. Любовь – это крылья. Недаром говорят: «Все влюблённые талантливы».

Мы знаем примеры подлинной красоты любви – любви единственной, на всю жизнь, любви не всегда разделённой, но возвышающей и облагораживающей: Данте и Беатриче, Ромео и Джульетта, Пушкин и Наталья Гончарова.

Стихи.

Ведущий: В одной из древних притчей рассказывается о том, как однажды встретился странник с Чумой и спрашивает:

- Куда ты идёшь?

- Я иду в Багдад, мне нужно уморить 10 тыс. человек.

Несколько дней спустя, тот же странник вновь встречает Чуму.

- Ты сказала, что убьёшь 10 тыс. человек, а уморила только 5 тыс.

- Да, я погубила 5 тыс., а остальных спасла любовь.

Ты жива, ты жива!

Не сожгли тебя пламень и лава,

Не засыпало пеплом, а только задело едва.

Ты жива, как трава,

Увядать не имевшая права,

Будешь ты и в снегах

Зелена и поздней и Покрова.

И ещё над могилой моей

Ты взойдёшь как посмертная слава.

И не будет меня –

Ты останешься вечно жива.

Говори не слова,

А в ответ лишь кивай величаво –

Улыбнись и кивни,

Чтоб замолкла пустая молва.

Ты жива, ты жива

Ты отрада моя и страна,

Каждый час на земле –

Это час твоего торжества!

Л.Мартынов

Игры, конкурсы.

  1. 1. Игра «Валентин и Валентина».

Выбирается пара. Ведущий (мальчик) обходит девочек. Каждая бросает ему в коробку записку со своим именем. Затем ведущие вытаскивают имена одной пары. Они встают на расстоянии друг от друга и называют на каждый шаг комплименты, ласковые слова. Затем игра повторяется между двумя парами.

  1. 2. Конкурс открыток с пожеланиями.
  2. 3. Участника гр. мальчиков и гр. девочек даются листики: кто больше составит слов из слова Валентина (мальчики), Валентин (девочки).
  3. 4. Современные музыкальные мелодии (мальчики приглашают своих партнерш на танец).
  4. 5. Берут с дерева удачи пожелания и вручают адресату.

Викторина для 10 классов. На тему: «Откуда эти строчки?»

  1. 1. Из какой известной русской комедии взяты эти высказывания, ставшие афоризмами?

А) «Свежо предание, а верится с трудом».

Б) «Дома новы, но предрассудки стары».

В) «А судьи кто?»

Г) «Счастливые часов не наблюдают».

Д) «Герой не моего романа».

  1. 2. Определите, кому из героев романа в стихах относятся эти строчки:

«Дика, печальна, молчалива»; «Ей рано нравились романы»; «она по-русски плохо знала»; «душа ждала кого-нибудь».

  1. 3. Какой из приведённых ниже эпиграфов относится к комедии Гоголя «Ревизор».
    1. 1. «И жить торопится, и чувствовать спешит».
    2. 2. «Береги честь с молоду».
    3. 3. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
    4. 4. Кому из героев поэмы «Мёртвые души» соответствует эта характеристика:

«Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов. В один мешочек отбирает все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…»

  1. 5. «Прореха на теле человечества» - о ком так сказал Н.Гоголь.
  2. 6. Кому из героинь пьесы Островского «Гроза» относятся эти строчки:

«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле».

  1. 7. Из какой сказки Салтыкова-Щедрина приведён отрывок:

«Служили они в какой-то регистратуре: там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали».

  1. 8. Определите, кому из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» принадлежат высказывания:

1) «Возлюби прежде одного себя, ибо все личном интересе основано» (Лужин)..

2) «Надо жить весело» (Свидригайлов).

3) «Это человек – то вошь!» (соня).

  1. 9. Портрет какой героини романа «Преступление и наказание» рисует автор:

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица … такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

  1. 10. Кто автор этих строк?

«Науки юношей питают,

Отраду старыми подают

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут».

  1. 11. Перед вами строчки из известной повести о любви И.С.Тургенева. Как она называется?

«Я ушёл поздно. Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению. Старик поднял весла – и царственная река понесла нас… »

  1. 12. Какому произведению Лермонтова принадлежат эти строчки:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душистых и молитв

В тот чудный мир тревог и битв.

  1. 13. Скажите, из какого рассказа Л.Толстого строчки:

«Бал был чудесный… Хоть я и охотник до шампанского, но не пил, потому что и без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду».

  1. 14. Из легенды о каком герое строчки Горького:

«Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего …»

Автор: Гамова Людмила Константиновна

Просмотров: 844 | Добавил: sances | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz