Методические подходы к организации оздоровительной профилактической работы в общеобразовательной школе
26-04-2013

В течение последних десятилетий наблюдается общая тенденция к ухудшению состояния здоровья населения Украины в целом и детей и молодежи в частности. Анализ статистических данных и результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что возраст детей, которые начинают курить, употреблять алкоголь, наркотические вещества, уменьшается. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективной является профилактика заболеваний и травматизма на основе формирования у детей и подростков жизненных навыков.
По мнению С.Свириденко и других, формирование здорового образа жизни младших школьников возможно лишь при условии овладения ими знаниями о путях и способах сохранения и укрепления здоровья и освоение соответствующих умений. Знание основ здорового образа жизни служат основой для выработки устойчивых взглядов и убеждений, является побудительной системой для осуществления действий и поступков. В жизни ребенка они приобретают вид понятий и норм образа жизни [3].
Концепция формирования здорового образа жизни в учебно-воспитательном процессе основана на понимании здоровья ученика как высшей ценности и на комплексном системном подходе. Системный подход вызывает необходимость рассматривать динамику формирования здорового образа жизни с позиции взаимодействия "объективных условий" и "субъективных факторов". Во объективными условиями следует понимать совокупность имеющихся обстоятельств, процессов и явлений, которые создают среду, где формируется гигиеническая поведение ребенка [4].
В "Оттавы хартии промоции (дальнейшего улучшения) здоровья", принятой под руководством ВОЗ в 1986 г. подчеркивается, что "здоровье является главным ресурсом для социального и экономического развития как общества в целом, так и отдельной личности и является важнейшим критерием качества жизни. В целях дальнейшего улучшения здоровья методично нужно концентрировать усилия на пяти направлениях: общественной политике, физической и социальной среде, непосредственных условиях местной среды, совершенствовании персональных умений выбирать здоровый образ жизни и на медицинском обслуживании "[5].
Привить человеку с детства мотивацию на здоровый образ жизни является призванием именно воспитателя-педагога. Качество здоровья человека наиболее зависимая от образа жизни, следовательно, от качества воспитания. Аксиосфера современного педагога рядом с ценностными ориентациями, обеспечивающих самосохранение человека, должна включать и валеологическая составляющую.
Развитие валеологической культуры и мышления является также составной развития интеллекта, мировосприятия и осознания человеком своего назначения, роли в обществе и мире, необходимости сохранения собственного здоровья и здоровья подрастающего поколения. Полноценное счастье человека, повышение качественного уровня жизни общества невозможно без этих составляющих. Медицинская наука и практика на современном этапе развития имеют весомые достижения, но без сознательного отношения индивида к собственному здоровью, без валеологической культуры невозможно снизить уровень заболеваемости и вообще повысить уровень устойчивости, резистентности организма человека к болезням, а также факторов окружающей среды, способствующих их распространению, негативных экологических факторов [2].
Смотрите также:

Вопросы организации учебного общения школьников на семинаре
Понятие социальной работы.
Методика обучения дошкольников средней группы рисованию.
Система организации внутришкольной методической работы.
Некоторые проблемы дидактической теории школьного семинара