Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы Мантуленко Валентина Вячеславовна
Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат - 6 у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Мантуленко Валентина Вячеславовна. Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Самара, 2007.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/932
Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования электронных медиа в
учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 16
1 1 Роль медиа в современном образовании ,,
I 2 Виды и образовательные функции медиа 36
1 3. Психолого-педагогические особенности использования элек
тронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразова- -~
тельной школы
1 лава 2 Опытно-экспериментальное исследование эффективности
использования электронных медиа в учебно-воспитательном процес- 71
се общеобразовательной школы
2 1 Анализ готовности школьников к использованию электронных
медиа в учебно-воспитательном процессе 71
2 2 Исследование готовности педагогов к использованию электрон
ных медиа в профессиональной деятельности 95
2.3 Описание и анализ результатов формирующего эксперимента 104
Заключение 128
Литература 137
Приложения
Введение к работе
Современная общеобразовательная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования Средства массовой информации и коммуникации играют важную роль в жизни не только взрослых, но и детей По данным социологических исследований последних лет, среди источников получения и каналов передачи информации, которые выбирают де-ш, безусловным лидером являются средства массовой информации и коммуникации, в том числе электронные Свой досуг подростки все чаще организуют с помощью тех или иных медиа, а информацию, получаемую таким образом, включают в общение со сверстниками, родителями, учителями.
Термин «медиа» (от лат «media» - средство) в современном мире используется в качестве аналога понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК) К ним относятся печать, фотография, радио, кинемато-іраф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет При этом в формулировках "медиа", принятых в разных странах, как правило, нет разночтений Они отличаются только стилистически [139]
Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т д По каналам масс-медиа передается так много разноплановой и разнокачественной информации, что чрезвычайно ценной оказывается способность ориентироваться в личном информационном поле и в существующем медиа-мире в целом
По данным отечественных и зарубежных исследований, время, затрачи-
4 ваемое ребенком на просмотр телевизионных программ или работу на компьютере, по продолжительности уже превосходит его занятость в школе [150] А А Журин отмечает, что информация, получаемая из различных медиа-источников, в отличие от учебного материала в школе, обладает рядом привлекательных для детей свойств она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания, не требует заучивания и не подвергается оцениванию Все это делает медиа как источник знаний более привлекательным для учащихся, чем школьные уроки [47]
М Д Горячев отмечает, что воздействие медиа на учащихся имеет свои особенности, заключающиеся, прежде всего, в том, что это воздействие «неорганизованное» Специфичен характер восприятия, отличающийся от восприятия информации на уроке Кроме того, средства массовой информации и коммуникации оказывают опосредованное воздействие через социальное окружение, друзей, родителей, учителей и т д [30]
Являясь активными пользователями различных медиа, школьники, однако, не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиа-каналам, направлена на манипулирование сознанием потребителя с политическими, экономическими или другими целями «Наступление» средств массовой информации и коммуникации на человека принимает все более профессиональный характер Информационный рынок ориентируется на вкусы потребителя, предоставляя ему самую разную по содержанию продукцию (спорт, детективы, развлекательные шоу и др). Школьники могут сознательно избегать необходимых, но сложных образовательных программ, серьезных социально-политических передач, поместить себя в своеобразный «информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в виртуальной реальности Это может играть отрицательную роль неосязаемой преграды, влекущей за собой информационную ограниченность познания и собственно существования индивида [51 ]
Л С Зазноби на, А В Федоров и другие исследователи отмечают, что с
5 помощью средств массовой информации подростки не ищут «знания», которые им «не додали в школе», - на первое место выходит желание развлечься Однако многие медиа выполняют обучающие, просветительские, воспитательные функции. Сюда относятся телевизионные программы, Интернет-сайты, в которых значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе Но этот дидактический потенциал не учитывается, воздействие множества информационных потоков на школьников, как правило, никем не регулируется [52,136]
Безусловно, социально-экономические изменения в России и информационный взрыв, затронувший весь мир, требуют пересмотра традиционно сложившихся систем, содержания, методов и технологий обучения в контексте использования различных медиасредств
Анализ теоретического материала показал, что проблема применения медиа в учебно-воспитательных целях рассматривается в общем контексте реформирования современной системы образования Можно выделить следующие направления научного поиска в данной области
философско-педагогические исследования, в которых рассматриваются общие проблемы информатизации современного образования (НВ Апатова, В П Беспалько, Б С. Гершунский, В С. Леднев, Е С Полат, О И. Пугач, А И Ракитов, И В Роберт, Е.Н. Ястребцева и др), сущность, функции медиа (Л С Зазнобина, Я Н Засурский, Е П Прохоров, А. Саркисян, А В Федоров, Л.Н Федотова, И.Д Фомичева, И. Хмара и др) и возможности их использования в образовании (С. Ауфенангер, Д Бааке, В А Возчиков, А.А Журин, Л С Зазнобина, X Мозер, В Клинглер, А А. Новикова, В А Осин, А В Шариков, С Файерабенд, К Хуррельманн и др.);
психолого-педагогические исследования, изучающие особенности восприятия информации, дидактические и воспитательные возможности медиа (Н В. Апатова, В С. Гершунский, М.Д. Горячев, А Е Войскунский, А.А Журин, Л С Зазнобина, И Г. Захарова, Г И. Дацюк, Е.И. Машбиц, С Б Цым-баленко, М Хайнманн, И Хазебрук и др), способы и средства их использо-
6 вания (С Ауфенангер, Д Бааке, Н В Василенко, Б Вулли, О.В Даниленко, Г И Дацюк, Ю Н Егорова, А А Журин, Е А Локтюшина, Р Меркерт, А В Федоров, Г Штокингер и др );
психофизиологические исследования, посвященные вопросам охраны здоровья учащихся в условиях информатизации образования (Т А Баум-ішейн, Л С. Белгородский, AM Большаков, М С. Сандомирский, ЕЛ Скворцова и др);
специальные исследования, изучающие влияние отдельных медиа на учебно-воспитательный процесс или использование медиа по конкретным учебным дисциплинам (Л М Баженова, Д М Гуревич, В В Егоров, А А Журин, Л С. Зазнобина, Л Иссинг, П Й Климе, В.К Кириллов, М Кирмайер, X Мандл, М Н Морозова, Л П Прессман, В И. Пугач, Г. Райнманн-Ротмайер, А В Шариков, Е В Якушина и др ),
исследования по проблемам дистанционного обучения (ПВ. Беспалов, М П Демин, Е С Полат, В В Семенов, Э.Г. Скибицкий, А В Хуторской и др)
Также разработаны методические программы проведения уроков с использованием медиа по информатике (К К Комен, Д.О Филимоненков, Т А Яковлева), математике (Н Б Белова, Г Е Костина, Т.А Матвеева), физике (А И Куприхина, Я.С Мисюра), русскому языку (И А. Ямницкая, Ю Г Яс-ницкий), иностранным языкам (В В Копылова, Э.С. Скородумова, А С Числова), истории (А.В. Штыров), химии (Е А Алферова, А.А. Журин), музыке (И Б Горбунова) и другим предметам
Объективное возрастание роли медиа приходит в реальное противоречие с практикой их использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В педагогической науке и практике недооцениваются образовательные возможности современных медиа, их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью школ. С другой сто-
7 роны, активным популяризатором медиа являются средства массовой информации и коммуникации, которые стремятся таким образом расширить свою аудиторию, дифференцируют предоставляемый материал, адресуя его различным группам, удовлетворяя индивидуальные вкусы и интересы. Но такое воздействие на детскую аудиторию не всегда достигает нужного эффекта, так как учащиеся не обладают достаточным социальным опытом
Несмотря на многочисленные исследования различных аспектов использования медиа в педагогическом процессе многие проблемы остаются нерешенными Результаты зарубежных и отечественных исследований весьма противоречивы и не всегда свидетельствуют в пользу применения информационных технологий в учебно-воспитательных целях На современном этапе развития отечественного образования существуют противоречия*
между социальным запросом на ориентирующихся в информационном мире выпускников образовательных учреждений и недостаточным ме-диаоснащением педагогического процесса;
между необходимостью изменения содержания и методов обучения в соответствии с условиями современного информационного пространства и неготовностью учителей к данным преобразованиям,
между ожидаемой эффективностью учебно-воспитательного процесса благодаря применению медиа и отсутствием научно обоснованных средств и способов их применения в образовании
Перечисленные противоречия обусловливают актуальность проблемы исследования В теоретическом плане это проблема обоснования образовательных особенностей современных медиа и возможностей их применения в учебно-воспитательном процессе, в практическом плане - это проблема определения средств эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Объект исследования; учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы в условиях информатизации образования
Предмет исследования: средства использования электронных медиа в
8 учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Цель исследования; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить средства эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе школы.
Гипотеза исследования Одной из причин переживаемого нашей страной кризиса образования является недооценка социальной роли информационных ресурсов, что привело к сложностям в передаче и усвоении знаний на всех уровнях образовательной системы. Интерес к применению современных информационных средств в учебно-воспитательных целях обусловлен несколькими факторами, в частности возможностью использования терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной и других функций медиа Они представляют большой образовательный потенциал, меняют роль педагога и учащегося, характер их взаимодействия, методы, содержание обучения Однако на практике попытки внедрения электронных медиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы не дают желаемого результата. Использование электронных медиа в учебно-воспитательном процессе школы будет эффективным, если'
выявлены сущность, функции и образовательные возможности электронных медиа,
учтены педагогические аспекты применения электронных медиа в образовании;
определены структурные компоненты готовности педагогов к применению электронных медиа в своей работе,
разработаны средства использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы,
экспериментально обоснована эффективность выявленных средств применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1 Раскрыть сущность, функции, дидактические и воспитательные возможности электронных медиа
2. Выявить педагогические аспекты применения электронных медиа в образовании
Определить структурные компоненты готовности педагогов к применению электронных медиа в своей работе.
Разработать средства использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
Экспериментально проверить эффективность выявленных средств применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем-
раскрыты сущность электронных медиа (они рассматриваются как комплексное средство освоения человеком окружающего мира) и их функции (информационная, аналитическая, идеологическая, познавательно-просветительская, воспитательная, гедонистическая и др.) в контексте информатизации образования,
выявлены специфические характеристики электронных медиа (интерактивность, мультимедийность, способность к моделированию, коммуникативность, производительность) и педагогические аспекты использования электронных медиа в образовании (они дают возможность лучше воспринимать и запоминать материал, позволяют повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам, обладают богатыми воспитательными возможностями, их использование в учебно-воспитательном процессе ориентировано на формирование познавательных мотивов учащихся),
определены структурные компоненты готовности педагогов к использованию электронных медиа в своей работе (информационный, мотивацион-ный, целевой, деятельностный) и раскрыто их содержание,
разработаны и экспериментально проверены средства эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе обновляющейся российской школы (средство обработки традиционных заданий
10 в специальной форме, помощник в учении, средство коммуникации, средство моделирования действительности); на их основе разработаны методические рекомендации по применению электронных медиа в учебной и профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем обоснована роль современных средств массовой информации и коммуникации в сфере образования, проанализированы основные направления информатизации образования, медиапедагогические теории, виды и функции существующих электронных медиа. Результаты исследования способствуют расширению научных представлений о специфике использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, более эффективному решению задач переподготовки педагогов, что, в свою очередь, позволяет значительно повысить их готовность к применению современных технических средств в своей работе.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса использования современных медиасредств в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы Это выражается в определении средств эффективного применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, а также в разработке методических рекомендаций и пакета дидактических материалов, обеспечивающих практический курс по использованию электронных медиа в учебной работе
Методологической основой исследования явились философская концепция диалектического познания как основа научной педагогики; теории сисгемно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений, концепция интеграции науки, образования, техники и производства
Источниками исследования являются психолого-педагогические идеи современной дидактики, касающиеся информатизации образования (А А Журин, В А Осин, Е С. Полат, К Поппер, А И Ракитов, И В Роберт, А В
11 Федоров, А В. Шариков и др), создания и использования средств обучения (А А Журин, Л С Зазнобина, Е.С. Полат, Л П Прессман и др ), особенностей восприятия информации детьми и подростками, дидактических и воспитательных возможностей электронных медиа (Н.В Апатова, М.Д. Горячев, А Е. Войскунский, Г И Дацюк, А А Журин, Л.С. Зазнобина, И.Г Захарова, Е И Машбиц, С Б Цымбаленко, М. Хайнманн, Й Хазебрук и др ) Существенное значение в концептуальном плане имеют.
основные положения методологии педагогики и методики исследования (М.А. Данилов, В И Загвязинский, Н И Загузов, В В Краевский, В М Полонский, Т И Руднева),
современные концепции гуманизации образования (М М. Бахтин, В П Бездухов, А Л Бердичевский, Ю.Н Кулюкин, А.А Мелик-Пашев и др ),
теории личностно-ориентированного образования (Е.В Бондаревская, М Д Горячев, Л В Куриленко, В В. Сериков, И С Якиманская);
исследования по проблемам использования медиасредств в учебно-воспитательном процессе (С Ауфенангер, Д Бааке, О В Даниленко, Г И Дацюк, Ю Н. Егорова, И Г Захарова, Л Иссинг и др.),
современные концепции охраны здоровья учащихся в условиях информатизации образования (Т А Баумштейн, Л.С Белгородский, А М Большаков, М С Сандомирский, Е Л Скворцова и др )
База исследования: муниципальные общеобразовательные учреждения г Самары средние школы № 37, 76, 116, 158, 44, Самарский государственный университет, а также самарский филиал Федерации Интернет-образования. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 320 человек, из них 240 - школьники, 30 - учителя общеобразовательных школ, 10 - преподаватели вуза и 40 - студенты СамГУ
Исследование поводилось в несколько этапов:
На первом этапе (2002-2004 гг.) изучалась степень разработанности проблемы использования электронных информационных средств в образовательной среде в философской и психолого-педагогической литературе, осу-
12 ществлялось знакомство с зарубежным опытом медиапедагогической работы, готовилось проведение констатирующего эксперимента К концу этапа были определены цель, объект, предмет и задачи, сформулирована гипотеза исследования.
На втором этапе (2004-2005 гг) велось целенаправленное изучение педагогических аспектов применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе, проводилась экспериментальная работа по определению уровня заинтересованности и готовности школьников и педагогов к использованию электронных медиа в учебной и преподавательской деятельности соответственно; были проанализированы полученные данные и сформулированы выводы На основе результатов диагностической работы определены и экспериментально проверены средства эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
На третьем этапе (2005-2006 гг) изучались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялись анализ, обобщение и систематизация полученных данных, разрабатывались методические рекомендации по использованию мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности, проводилась проверка положений гипотезы, оформлялись результаты исследования
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты; анализ результатов деятельности)
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием проблеме, проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов,
13 адекватных предмету исследования, возможностью повторения экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на методических семинарах аспирантов в Самарском государственном университете с 2003 по 2006 годы, представлялись в докладах на научно-практической конференции «Традиции и инновации в социальной педагогике» (Самара, 2004), в рамках научной сессии докторантов, аспирантов и соискателей Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (Москва, 2005), на международной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (Ярославль, 2005), на конференциях «Современные подходы к решению проблем неблагополучия в семье» (Самара, 2005) и «Мониторинг качества образования» (Самара, 2006), на всероссийской научно-практической конференции «Высшее гуманитарное образование 21 века* проблемы и перспективы развития» (Самара, 2006) Материалы диссертации отражены в статьях, опубликованных автором
Внедрение результатов исследования осуществлялось в рамках разработанного факультативного курса для учащихся 8 - 9-х классов общеобразовательной школы № 37 г Самары, в процессе обучения студентов Самарского государственного университета в рамках педагогических и психологических дисциплин
Положения, выносимые на защиту:
1 Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем медиамире, является целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс Современные медиа выступают как комплексное средство освоения человеком окружающего мира, а такие специфические черты электронных медиа, как мультимедийность, интерактивность, моделирование, коммуника-
14 тивность и продуктивность, позволяют говорить о новых образовательных функциях медиа и разрабатывать на этой основе медиапродукты учебного назначения, информационные технологии обучения.
Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках группового обучения Медиа вносят принципиальные изменения в содержание и методы обучения, позволяют использовать особый тип задач, направленных на рефлексию учащимися своей деятельности, на ее саморегуляцию Электронные медиа, благодаря своим специфическим характеристикам, дают возможность лучше воспринимать и запоминать материал, позволяют повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам, обладают богатыми воспитательными возможностями, их использование в учебно-воспитательном процессе ориентировано на формирование познавательных мотивов обучаемых Учет педагогических аспектов использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе является важным для перестройки системы образования в соответствии с требованиями современного информационного общества
Действующая в России программа компьютеризации школ в целом пока не изменила существующую ситуацию, характерными чертами которой остаются стихийное использование медиа школьниками и отсутствие грамотного медиапользования в процессе преподавания различных учебных дисциплин Данная ситуация во многом объясняется неготовностью педагогов к использованию в своей работе тех или иных технических средств Создание мотивации, формирование адекватного представления у преподавателя о новой роли, которую он будет реализовывать в постоянно меняющихся информационных условиях, является сегодня ключевым моментом переподготовки преподавателей Наряду с мотивационным компонентом в структуре готовности учителя к использованию электронных медиа в учебно-воспитательном процессе важную роль играют и другие, целевой, информационный, деятельностный
4. Благодаря своим особенностям и образовательным возможностям электронные медиа могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы как средство получения и обработки информации в специальной форме; как помощник в учении, как средство коммуникации, как средство моделирования действительности. При реализации данных средств на практике необходимо опираться на принципы целесообразности использования электронных медиа, максимального приближения к потребностям, возможностям и особенностям учащихся, приоритета гуманистического подхода перед аппаратно-технологическим; минимизации вне-предметной информации, практической ценности знаний и обязательного использования продуктов учебной деятельности, «дружественного» взаимодействия с участниками учебного процесса; компьютерной безопасности
5 Эффективность выделенных средств использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе проявляется в таких показателях, как повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся, улучшение их успеваемости, положительное отношение к учебному процессу и школьной жизни в целом. Изначальная заинтересованность учащихся в использовании электронных медиа в учебной работе представляет собой важный мотивационный компонент, дальнейшая реализация которого должна строиться с учетом того, что основными источниками развития познавательной активности являются содержание учебного материала, сам процесс обучения и личность учителя Высокая познавательная активность, в свою очередь, ведет к улучшению успеваемости школьника и оказывает непосредственное положительное влияние на отношение учащегося к учебной деятельности