Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе Чирва Евгения Ивановна
Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат - 6 у.е., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Чирва Евгения Ивановна. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Горно-Алтайск, 2005. - 187 с. : ил. РГБ ОД,
Содержание к диссертации
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и практические основы воспитания
учащихся с ограниченными возможностями в
общеобразовательной школе 14
Понятие «ребенок с ограниченными возможностями» в социально-педагогической, психологической и медицинской науках 14
Состояние проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями в педагогической теории и практике 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению и
проверке эффективности модели системы
воспитательной работы с детьми с ограниченными
возможностями в общеобразовательной школе 71
Структурно-функциональная характеристика модели системы воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе 71
Организация и методика исследования особенностей системы воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе 89
Анализ результатов опытно-экспериментальной проверки модели системы воспитания детей с ограниченными возможностями 116
Заключение 132
Список использованной литературы 134
Приложения 153
Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на обеспечение индивидуализации образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание. Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовных традиций человеческих взаимоотношений, с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых дети с ограниченными возможностями. В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. Не является исключением и Республика Алтай, где количественный показатель детской инвалидности за последние 10 лет возрос в 6,8 раза [162, с.2]. Лишь за 2004 год на учет поставлено 350 детей с ограниченными возможностями. На современном этапе культурно-исторического развития в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями усилий одной медицины уже недостаточно. В процессе становления его активным членом общества требуется участие таких наук как педагогика, психология, физиология, экология и др (Ю.Н. Баусов, С.Г. Бом, Б.С. Братусь, Т.В. Власова, М.С. Певзнер и др.).
Принципиально новый взгляд на проблему детей с ограниченными возможностями связан, во-первых, с переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а во-вторых, с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства» [8, с.16]. В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки и
выступает объектом междисциплинарных исследований и практических поисков.
На основе интеграции различных областей научного знания (педагогики, психологии, социологии, медицины) принята Государственная целевая комплексная программа «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития». На федеральном и региональном уровнях разрабатываются программы социальной интеграции детей, имеющих отклонения в развитии.
Теоретические и исследовательские задачи, раскрывающие концептуальные подходы к проблеме детей с офаниченными возможностями, поставлены в работах А. Адлера, А.Г. Асмолова, С.Л. Березина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия и др. Ведется поиск эффективных педагогических технологий обучения детей с отклонениями в развитии разных категорий (P.M. Боскис, А.И. Дьячков, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, М.С. Певзнер, С.Г Шевченко, Н.Д. Шматко и др.). Широко и всесторонне исследуется передовой зарубежный опыт, раскрывающий пути и средства оптимальной социальной интефации детей с отклонениями в развитии (М.М. Ай-шервуд, Н.Н. Малофеев, Л. Пожар, Г.Г. Силласте, Л.М. Шипицына, Е.А. Ям-бург и др.). Проблемы семьи ребенка с особенностями развития, роль общественных организаций в воспитании таких детей рассматриваются в работах Н.Л. Белопольской, Т.В. Бутенко, Б.С. Вульфовой, А.А. Гнатюк, В.П. Кащенко Е.А. Ковалевой, Л.Н. Кошелевой, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюковой, Н.С. Моровой и др. Психолого-педагогические условия эффективного развития детей с психофизическими недостатками исследуются в работах И.А. Агеевой, Г.Э. Бреслава, Р. Гарднера, Т.А. Добровольской, Э.И. Леонгард, А.В. Мудрика, И.П. Подласо-го, Е.М. Старобиной, Н.Б. Шабалиной, Л.М. Шипицыной, Н.Е. Щурковой и др. Исследованию влияния социальных факторов на развитие детей с офаниченными возможностями посвящены работы А. Адлера, А.Г. Асмолова, С.Л. Березина, Л.И. Божовича, Т.А. Власовой, А.П. Гозова, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонть-
ева, А.Р. Лурии, К.А. Скворцова и др. Дети с психосоматическими дефектами и отклонениями являются, по словам А.В. Мудрика, «наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации» [129, с.24]. Они очень болезненно переживают какой-нибудь свой физический недостаток (хромоту, косоглазие, горбатость), те или иные нервные проявления (заикание, нервные подергивания, страхи и пр.), что приводит к возникновению чувства неполноценности, которое вызывает замкнутость, трудности в поведении, а в некоторых случаях приводит к снижению успеваемости. Создаются проблемы в семье, в детской или подростковой группе сверстников, при выборе профессии, во взрослой жизни. Невольная изоляция, в которую попадает ребенок с особенностями психофизического развития, порождается жалостью окружающих (в том числе педагогов), эмоциональной отстраненностью, часто неумением найти правильный тон по отношению к таким детям, которые, в свою очередь, чрезвычайно чутки в восприятии вызываемого к ним отношения [38, с. 168].
Большинство работ вышеуказанных авторов посвящено проблемам детей с тяжелыми формами нарушений развития, которые обучаются в специальных школах по типу нарушений, оздоровительных школах-комплексах где им создаются специальные условия развития, обучения и воспитания. Проблемам воспитания детей с психофизическими недостатками, но с сохранным интеллектом, обучающихся в общеобразовательной школе, в научно-педагогической литературе уделяется недостаточно внимания.
Вместе с тем в Республике Алтай 75% детей с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных школах или на дому учителями общеобразовательных школ. При этом большая часть школьников уже на этапе поступления не готова соответствовать предъявляемым требованиям и быть успешными в образовательном процессе, хотя имеет сохранный интеллект и в состоянии посещать школу.
В связи с этим в средней школе одним из важнейших направлений работы является обеспечение адекватных условий не только для получения образо-
вания, но и коррекции нарушений развития, лечения, социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [83, с. 14, 52, с. 8]. Проведенный нами опрос учителей школ Республики Алтай показал: 94,5% учителей нуждаются в специальной подготовке для проведения воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями, требующими особого педагогического внимания ( см. приложение 1).
Необходимо также отметить, что большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему социальной интеграции детей с отклонениями в развитии лишь в аспекте их медико-социальной защиты, в то время как система воспитания детей с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательной школе, с одной стороны, и подготовка педагогов и здоровых сверстников к принятию детей с ограниченными возможностями равноправными и полноценными гражданами, с другой, остается практически неразработанной.
Таким образом, анализ состояния педагогической науки в исследуемой нами области позволил выявить противоречие между имеющимися потенциальными возможностями развития личности ребенка с ограниченными возможностями и отсутствием психолого-педагогических условий, способствующих-максимальной самореализации данной категории учащихся общеобразовательной школы. Исходя из этого, определена проблема исследования: выявление совокупности организационно педагогических условий воспитания, учитывающих особенности воспитания детей с ограниченными возможностями и социальную позицию общества по отношению к ним. Противоречие и проблема обусловили выбор темы нашего исследования «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе».
Объект исследования; учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе.
Цель исследования: разработать модель системы воспитательной работы, учитывающей особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе, и механизм ее реализации
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
Уточнить определение понятия «дети с ограниченными возможностями», определить специфику развития личности детей с ограниченными возможностями как основу теоретического исследования особенной воспитания такого контингента учащихся общеобразовательной школы.
Проанализировать состояние воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в теории и практике общеобразовательной школы.
Сконструировать модель системы воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе и провести ее опытно-экспериментальную проверку.
-
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе обеспечит успешность их личностного развития, если:
разработана модель системы воспитательной работы, учитывающая особенности воспитания детей с ограниченными возможностями, в которой реализуется механизм, обеспечивающий ее работу: малые педагогические советы (МПС) - методические объединения классных руководителей - педагогический совет;
процесс воспитания детей с ограниченными возможностями соответствует следующей циклической схеме: планирование индивидуальной программы на конкретный период (с учетом структуры дефекта ребенка, его возраста, возможностей и потребностей семьи и др.) — выполнение запланированных меро-
приятии - мониторинг выполнения программы - критический анализ достигнутого;
проводится дополнительная профессиональная подготовка педагогического коллектива по вопросам, отражающим специфику развития детей с ограниченными возможностями, в рамках разработанной программы.
Методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов о сущности личности, ее развитии, роли деятельности человека в личностном саморазвитии, взаимообусловленности процесса вхождения личности в систему общественных отношений, гуманизации образования.
Теоретическим фундаментом исследования стали достижения отечественной педагогики и психологии, относящиеся к исследуемой проблеме и изложенные в трудах Л.С. Выготского, который выдвигает положение о том, что «ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные свверстники, но иначе развитой» [43, с.7], Н.Н. Мало-феева. Работы А. Адлера, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Б.С. Братуся, А.В. Мудрика, В.Н. Мясищева и др. также оказали влияние на формирование системных представлений об изучаемой теме.
Большое значение для исследования имеют правовые принципы, заложенные в таких документах, как Конвенция о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской федерации»; отдельные исследования в области психолого-педагогических основ гуманизации образования (Ш.А .Амонашвили, Я. Корчак, А.Г. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский и др), системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход в педагогической теории и практике (В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.П. Зинченко, Ю.А. Ко-наржевский, Д.Г. Левитес, В.П. Симонов, Л.М. Фридман и др.); организация и сущность воспитательной системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Се-
Ливанова, Е.Н. Степанов, Н.Е. Щуркова и др.); традиции и новации в системе повышения квалификации педагогических кадров (В.П. Беспалько, А.В. Гор-деева, B.C. Грехнев, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, B.C. Лазарев, СИ. Попова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, М.И. Шилова и др).
Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, медицинской литературы и нормативно-правовых документов по теме исследования; инновационного педагогического опыта; моделирование, эмпирические методы: анкетирование, педагогический эксперимент, наблюдение, устные и письменные опросы, беседы, методы математической обработки данных, анализ собственного педагогического опыта.
Организация исследования. Исследование проводилось с 1997 по 2004 годы в несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап — поисково-аналитический (1997-1999 гг.) - изучение и анализ научных источников по проблеме исследования; осмысление теоретических и методологических положений исследования; определение объекта и предмета исследования; формулирование гипотезы и задач; разработка программы опытно-экспериментальной части; отбор методов исследования.
Второй этап - теоретико-экспериментальный (1999-2002 гг.) - предусматривал разработку модели системы воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе и ее методического обеспечения, а также их апробацию, фиксирование, обоснование и практическую проверку методического обеспечения разработанной модели в общеобразовательной школе. Контрольная диагностика и коррекция получаемых данных формирующего этапа.
Третий этап — обобщающий (2002-2004гг.) - систематизированы и обобщены результаты исследования, уточнены теоретические положения, сформулированы основные выводы и рекомендации, завершено литературное оформление диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются 14 общеобразовательных школ Республики Алтай и города Горно-Алтайска. На разных этапах экспериментального исследования участвовало 236 учителей и разновозрастная группа из 28-ми учащихся с ограниченными возможностями.
На защиту выносятся следующие положения:
Модель системы воспитательной работы, учитывающая особенности воспитания детей с ограничивающими возможностями, которая состоит из определенных взаимосвязанных элементов: цели, принципов, структурных и функциональных компонентов, условий реализации, результата.
Разработанный механизм реализации данной системы позволяет повысить уровень воспитанности детей с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательной школе, преодолеть и скомпенсировать проблемы, возникающие в процессе их адаптации. В данном механизме выдерживается последовательность, комплексность и непрерывность воспитательного процесса:
планирование индивидуальной программы на конкретный период с учетом структуры дефекта ребенка, его возраста, возможностей и потребностей семьи;
определение конкретных шагов психолого-педагогического сопровождения школьника на данном этапе, которые позволяют детям преодолеть возникшие трудности;
выполнение запланированных мероприятий;
мониторинг выполнения программы, который проводится в виде систематического обмена информацией между участниками учебно-воспитательного процесса, осуществляется динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведения мероприятий, критически анализируются полученные результаты.
го состава, позволяют преодолевать трудности при оказании психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями. Научная новизна исследования: исследовано состояние воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе;
- сконструирована модель системы воспитательной работы, учитываю
щая особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в обще
образовательной школе, в которую включены взаимосвязанные компоненты:
сеть малых педагогических советов (МПС) - методические объединения класс
ных руководителей - педагогический совет, - обеспечивающие работу данной
системы;
- определен механизм взаимодействия структурных компонентов, вклю
чающий в себя: составление индивидуальной программы воспитания ребенка с
ограниченными возможностями на диагностической основе с учетом структуры
дефекта, реализацию данной программы, мониторинг выполнения программы
членами МПС, систематический анализ достигнутых результатов;
- разработаны критерии социальной адаптированности для каждого уров
ня воспитанности детей с ограниченными возможностями в общеобразователь
ной школе и критерии уровней готовности преподавателей к воспитательной
работе с данным контингентом учащихся.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем представлены основные научные подходы к исследованию проблемы, раскрыты методологические основы для создания модели системы воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования заключается в доведении теоретического анализа проблемы до конкретных рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе с учетом особенностей воспитания детей с ограниченными возможностями. Разработанная программа курса «Педагогические основы развития личности детей с
ограниченными возможностями в общеобразовательной школе» направлена на повышение качества подготовки педагогов к воспитательной работе с таким контингентом учащихся в общеобразовательной школе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью теоретических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных целям, задачам, гипотезе исследования; статистической значимостью экспериментальных данных; качественным и количественным анализом результатов; привлечением разнообразных научных материалов и источников информации; положительными результатами опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной школе, показавшими правомерность выдвинутых положений, разработанной гипотезы.
Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы получили отражение в научных статьях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей педагогики и психологии (Горно-Алтайск, 1999), Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в системе современного образования» (Горно-Алтайск, 1999), научно-практической конференции ученых-преподавателей высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай (Горно-Алтайск, 1998), республиканской конференции «Коррекци-онно-развивающее образование в Республике Алтай: опыт, проблемы, перспективы» (Горно-Алтайск, 2000), республиканской конференции «Творческое наследие Л.С. Выготского» (Горно-Алтайск, 2001), заседаниях кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета, методических семинарах в Республиканском институте повышения квалификации работников образования, заседаниях методического совета средней общеобразовательной школы №4 г. Горно-Алтайска.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, характеризуется база и этапы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические и практические основы воспитания учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе» рассматривается понятие «ограниченные возможности» в различных аспектах, уточняется определение в контексте нашего исследования. На основе анализа научной литературы дается характеристика таким детям с физиологических, психологических и социальных позиций, а также выделяются особенности воспитания данной категории учащихся в специальных и общеобразовательных школах.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели системы воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе» представлена модель системы воспитательной работы и механизм ее реализации, обоснованы содержание и методика исследования, осуществлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, намечены перспективы дальнейшей работы.
В приложении представлены вспомогательные материалы опытно-экспериментального исследования.
Общий объем диссертации составляет 152 страницы, в ней приведены 2 таблицы, 5 рисунков, 13 приложений. Список литературы состоит из 228 источников.