Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г.Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 163
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО
на заседании МС Советом ОУ
Протокол № 1 от «___»_____2011 г. Протокол № «_____»_____2011 г.
Принято решением
педагогического Совета
Протокол №1 от «___»_____2011 г.
Программа развития
муниципального автономного общеобразовательного учреждения Советского района г.Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 163
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
на 2011 – 2015 учебный год
«Школа 2015»
Новосибирск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I . Паспорт программы развития.
РАЗДЕЛ II. Информационная справка.
РАЗДЕЛ III. Проблемно-ориентированный анализ школы.
^ РАЗДЕЛ IV .
РАЗДЕЛ V.
РАЗДЕЛ VI.
РАЗДЕЛ VII.
^ РАЗДЕЛ VIII.
РАЗДЕЛ IПаспорт программы развития «Школа 2015»Наименование программыПрограмма развития МАОУ СОШ № 163 с углубленным изучением предметов ХЭЦ Советского района г.Новосибирска на 2011 – 2015 г.г. «Школа 2015»Основания для разработки программы
Конституция РФ.
Закон РФ «Об образовании».
Указ Президента РФ от 12.05.2009г. №536 «Об основах стратегического планирования в РФ».
Указ Президента от 12.05.2009г. №537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020г.».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р.
Концепция модернизации российского образования.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010г. № Пр – 271.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2011 – 2015 г.г.»
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015г.г.
План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 г.г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010г. №1507 – р.
Распоряжение губернатора НСО от 13.09.2010г. №145 – рп «О плане действий по модернизации общего образования на территории НСО, направленных на реализацию в 2011 – 2015г.г. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Приказ Минобрнауки и инновационной политики НСО от 09.02.2011г. №268 «Об организации работы по введению ФГОС в образовательных учреждениях НСО».
Устав школы.
Заказчик программы
Социум.
Разработчик программы
Методический совет под руководством администрации школы.
Исполнители программы
Администрация школы, педагогический коллектив, родительская общественность.
Сроки реализации программы
2011 – 2015 г.г.
Цель программы
Основные задачи
Ожидаемые результаты
Этапы реализации программы
Целевые подпрограммы
Ожидаемые результаты
Финансовое обеспечение программы
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные средства (доходы от ПДОУ, добровольные пожертвования и др.)
Постановление об утверждении программы
1. Рассмотрение на заседании методического Совета протокол № от «__»____2011г.
2. Решение педагогического Совета школы протокол № от «__»____2011г.
3. Утверждение Советом образовательного учреждения протокол № от «__»____2011г.
4. Приказ директора школы № от «___»_____2011г.
Управление программой
Методический совет школы управляет реализацией программы развития
Система организации контроля за выполнением программы
Мониторинг по результатам каждого этапа.
Подготовка публичного доклада школы о результатах деятельности школы по реализации программы развития.
Адрес ОУ
630117 г.Новосибирск, Советский район, ул.Полевая, 5, т.332-50-29
Сайт Sch163nsk@nios. Ru (электронный адрес)
^ Пояснительная запискаСоциально-экономические преобразования в стране, оказавшие существенное влияние на российское образование, создали предпосылки для его обновления в соответствии с запросами экономики и рынка труда. Образование стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Период до 2015 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.
Задачами этого этапа являются:
- внедрение в систему базового образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях;
- внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг;
- внедрение эффективных механизмов организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения;
- обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования.
Потребность в образованных, предприимчивых, способных к осознанному самоопределению в ситуации выбора, готовых к повышению уровня своих знаний людях определяет цель современного образования, приоритетным для которого становится ориентация на компетентность и творческую реализацию личности.
Актуальность разработки программы развития «Школа 2015» обусловлена новыми требованиями, изложенными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2011 – 2015г.г.; федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 г.г., распоряжении губернатора НСО «О плане действий по модернизации общего образования на территории НСО, направленных на реализацию в 2011 – 2015 г.г. национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и др.
^ Приоритетные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
- обновление образовательных стандартов;
- система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала;
- современная школьная инфраструктура;
- здоровье школьников.
^ Новая российская школа – это:
- школа для всех;
- институт, соответствующий целям опережающего развития;
- школа, активно реагирующая на потребности рынка труда, семейные, общественные и государственные потребности;
- это учителя, открытые ко всему новому, хорошо знающие свой предмет, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников;
- центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и другими организациями социальной сферы;
- современная инфраструктура;
- современная система оценки качества образования.
Программа «Школа 2015» - нормативный управленческий документ, разработанный с учетом приоритетов и стратегии государственного образования на основе Закона РФ «Об образовании» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В данной программе речь идет о развитии школы, обеспечивающей достижения обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, – востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.
Программа является моделью совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, родителей, общественности и социума, средством интеграции и мобилизации всех ее участников на достижение целей ее развития и сориентирована на повышение качества образования в современных условиях.
^ РАЗДЕЛ IIИнформационная справка о школеМАОУ СОШ № 163 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (далее – МАОУ СОШ № 163) основана в 1985 году. С 1992 года Постановлениями главы администрации района от 15.09.92г. за №№ 368 и 369 ей присвоен статус школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, который в течение многих лет успешно подтверждается при аккредитации ОУ.
В Советском районе это единственное образовательное учреждение данного направления. Школа является востребованным образовательным учреждением, поскольку рассматривает свой статус как культурологическую здоровьесберегающую среду, обеспечивающую формирование духовного, нравственного, психического и физического здоровья учащихся, развитие механизмов активной эмоциональной саморегуляции, творческого потенциала, интеллекта и культуры.
Опыт работы школы неоднократно представлялся на семинарах, августовских конференциях (уровень района и города); научно- практических конференциях и симпозиумах общероссийского и международного масштабов.
В 2009-2010 учебном году школа завершила работу в рамках городской
экспериментальной площадки по теме «Адаптация детей группы риска
поведенческих нарушений и эмоциональной дезадаптации в условиях
образовательного учреждения». С этой целью были созданы экспериментальные
классы, где с помощью современной технологии игрового компьютерного
биоуправления, разработанной в ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО
РАМН решались проблемы профилактики хронического стресса, психосоматических расстройств детей и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. По результатам работы школа награждена благодарственным письмом Главного управления образования мэрии г.Новосибирска.
Школа находится в березовой роще микрорайона «Щ» Советского района
г. Новосибирска по адресу: 630117, ул. Полевая, 5. Sch_163_nsk@ngs.ru (эл.адрес).
Школа имеет:
- лицензию (серия А № 296972 на срок с 12.09.2008г. до 17.04.2012г.) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам;
- свидетельство о государственной аккредитации серия 54 АА №000234 на срок с о5.04.2010г. до 05.04.2015г.
- Устав школы, положения и локальные акты.
В настоящее время в школе обучается 634 учащихся в 27 классах. Образовательный процесс осуществляется на трех ступенях обучения. При проектировании содержания образования администрация руководствуется одним из главных принципов - соблюдением преемственности. Структура непрерывного образовательного процесса на каждой возрастной ступени имеет свои цели и специфику. На всех ступенях обучения школа реализует основные образовательные программы, программы углубленного изучения предметов ХЭЦ, программы дополнительного образования. В настоящее время в школе реализуются образовательные программы как базового, так и профильного уровня государственного стандарта.
В школе создана система непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания школьников: 1-9 классы - общеэстетические и классы изобразительного искусства; 9 классы - предпрофильная подготовка по изобразительному искусству; 10-11 классы - художественно-гуманитарный профиль; 9-11 классы - довузовская подготовка по «академическому рисунку», живописи, композиции» (договор с НГАХА). Данная система обеспечивает непрерывность между общим и профессиональным образованием и расширяет возможности социализации школьников.
Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая деятельность школы представляет собой единый, неразрывный процесс. В 16 классах (61%) школьники углубленно изучают предметы художественно-эстетического цикла. Содержание образования реализуется в трех направлениях:
Общеэстетические классы (предметы: музыка, изобразительное искусство,
хоровое пение, ритмика, танец, театр, азбука искусств, история искусств,
мировая художественная культура).
Классы углубленного изучения изобразительного искусства (предметы:
изобразительное искусство, азбука искусств, история искусств, мировая художественная культура, музыка, хоровое пение).
Профильные художественно – гуманитарные классы (МХК, изобразительное искусство, дизайн и элективные курсы по искусству).
Углубленное овладение знаниями, умениями и навыками в различных видах искусства реализуется через отдельные предметы (в том числе профильные и элективные), факультативные, групповые и кружковые занятия.
Для каждого направления создан свой учебный план, при этом федеральный компонент реализуется в полном объеме.
Муниципальное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 163 с углубленным изучением предметов ХЭЦ» является сложной образовательной системой, на развитие которой оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. С одной стороны, школа является частью муниципальной образовательной системы города Новосибирска, функционирует в социально - культурной среде города, взаимодействует с социально - культурными и образовательными учреждениями. С другой стороны, школа имеет свой внутренний потенциал развития, определяемый уровнем подготовленности и профессиональной мобильности педагогического коллектива, степенью внедрения инновационных форм и технологий в образовательный процесс, материальным оснащением, готовностью педагогического коллектива к переменам в соответствии с социальным заказом общества.
Конкурентные преимущества МАОУ СОШ № 163:
Школа с углубленным изучением предметов ХЭЦ, получила признание в Академгородке, городе и является единственной школой такого направления в Советском районе. Деятельность школы востребована и удовлетворяет запросам социума.
Концептуальные идеи в части воспитания творческой личности неизменны, каждое последующее поколение преемствует их, модернизирует и дополняет.
В школе целенаправленно ведется работа по организации УВП с применением здоровьесберегающих технологий. Поиск путей решения проблемы профилактики и восстановления здоровья школьников, связанной с поведенческими нарушениями и эмоциональной дезадаптацией у детей (в рамках инновационной деятельности школы), обеспечивает высокую социально-психологическую адаптацию, социализацию детей группы риска и положительную динамику обученности, воспитанности и развития таких учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Здоровьесберегающие технологии предметов искусства (артпедагогика), компьютерные технологии нейробиоуправления, комплекс мероприятий в рамках программы « Наше здоровье - в наших руках» - решают проблему здоровьесбережения в школе. Опыт работы школы в данном направлении был неоднократно представлен на педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах разных уровней.
Уровень квалификации педагогических работников высокий (79% - высшей и I первой квалификационной категории). Уровень квалификации специалистов кафедры художественно-эстетического цикла, предметов профильного обучения и предпрофильной подготовки высокий (64% - высшей и первой квалификационной категории). Педагогическое мастерство учителей подтверждается результатами итоговой аттестации учащихся, активностью и результативностью участия воспитанников школы в интеллектуальном, художественном, танцевальном и др. марафонах.
В школе создано единое воспитательно - образовательное пространство: ведется системная работа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию обучающихся, используется потенциал школьного музея « Микрорайона Щ» ( в рамках программы воспитания « Я -Гражданин России»).
Создана и апробирована авторская модель детского самоуправления.
Команды школы участвуют в спортивных, интеллектуальных, творческих
мероприятиях различного уровня и постоянно занимают призовые места.
Мы гордимся нашими учениками и выпускниками, которые внесены в издание «Золотой фонд Новосибирска».
Ежегодно творческие коллективы кафедры ХЭЦ, участвуя в международных, региональных, муниципальных фестивалях, конкурсах, олимпиадах, выставках, становятся лауреатами и дипломантами.
11.СОШ № 163 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла - центр довузовской подготовки по академическому рисунку, композиции и живописи для учащихся Советского района. Неоднократно учащиеся курсов довузовской подготовки становились победителями и призерами региональной олимпиады школьников в НГАХА.
12.Достаточно высока конкурентоспособность наших выпускников на вступительных экзаменах в вузы.
13.Создан стабильный, высоко профессиональный коллектив учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации и Новосибирска.
Все вышеперечисленные показатели свидетельствуют о выполнении поставленных задач, способствующих формированию благоприятных, психологически комфортных, педагогически оправданных условий получения полного среднего образования при формировании духовного, нравственного, психического и физического здоровья учащихся, развитии интеллекта, творческого потенциала, культуры личности, способной к саморазвитию и самореализации в социуме.
^ Организационно-педагогические условияСтупень обученияКоличество классов^ Продолжительность учебной недели (количество дней)Продолжительность урока (мин.)Продолжительность переменI смена (мин.)2009-20102010-2011I ступень
10
11
1кл – 5
2-4 кл. – 6
1 кл. – 35
2-4 кл. – 45
1
10
2
20
II ступень
15
14
5-9 кл. – 6
5-9 кл. – 45
3
20
4
10
III ступень
3
2
10-11 кл. – 6
10-11 кл. – 45
5
10
Общий показатель
28
27
^ Состав обучающихся2009 -2010 уч.г.2010 -2011 уч.г. Количество учащихся, из них:
I ступень
II ступень
III ступень
649 чел.
248 чел.
328 чел.
73 чел.
634 чел.
266 чел.
312 чел.
56 чел.
Абсолютная успеваемость
99%
98%
Окончили на «4 и 5»
252 чел. (43,6%)
225 чел. (40,8%)
Аттестат за 9 класс
«с отличием»
3
3
Аттестат за 11 класс
«золото»
«серебро»
3
2
Отсутствует параллель
11-х классов
Обучались индивидуально
13
11
В нашем образовательном учреждении обучаются дети, проживающие как в микрорайоне «Щ», так и за его пределами (микрорайон «Д», верхняя зона, левый берег, г. Бердск, Шлюз, Нижняя Ельцовка и другие). В школе обучаются учащиеся разного социального уровня и состояния здоровья. Особое внимание уделяется детям, имеющим особые образовательные потребности, учащимся с синдромом СДВГ, нарушениями внимания, речи и поведения, учащимся из семей, находящихся в социально трудном положении. В течение года в школе успешно работают специалисты из ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, психологи центра « Радуга».
^ Состояние здоровья школьников в 2010 – 2011 учебном году-
Группы здоровья
Количество учащихся
I группа
5 человек
II группа
474 человек
III группа
149 человек
IVгруппа
6 человек
^ Динамика состояния здоровья обучающихся-
Заболевания
2009 – 2010 уч.г.
2010 – 2011 уч.г.
Заболевания желудочно-кишечного тракта
32
40
Заболевания мочеполовой системы
23
32
Заболевания ЛОР органов и грипп
238
245
Патология органов зрения
120
124
Заболевания бронхолегочной системы
13
13
Аллергические заболевания
11
11
Кардиоревматологические
заболевания
21
24
Заболевания опорно-двигательного аппарата
160
170
Эндокринологические заболевания
19
20
Заболевания нервной системы
211
215
Инфекционные заболевания
1
2
Социальный паспорт школы (2010 – 2011 уч.г.)-
^ Всего учащихся
634 чел.
Всего семей
599
Полные семьи
423
Неполные семьи
176
^ Социальный состав родителей обучающихся-
Рабочие
174 чел.
Служащие
708 чел.
Предприниматели
91 чел.
Пенсионеры
8 чел.
Домохозяйки
96 чел.
безработные
21 чел.
^ Общий показатель
1098 чел.
Социальное партнерство ОУ(сотрудничество с вузами, учреждениями среднего профобразования,некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и программы ОУ и др.)На протяжении многих лет школа функционирует в режиме «Школа-центр образовательной и социокультурной деятельности в микрорайоне». Это позволяет совершенствовать систему работы с социальными партнёрами.
^ Схема социального партнерства
На основании договора с Новосибирской государственной (архитектурно-художественной академией (НГАХА) на базе школы с 2000 года уже 11 лет работает филиал курсов довузовской подготовки НГАХА (архитектурной академии), один из 9, существующих в городе. Занятия проводятся по предметам:
Академический рисунок, основы живописи (6 учебных часов в неделю для
учащихся 9-10 классов и 9 учебных часов для учащихся 11 класса);
Архитектурная композиция (2 часа в неделю);
Вводный курс « Основы живописи»
Обучение ведется по программе НГАХА с учётом требований вступительного
экзамена в этот вуз. Программа курсов довузовской профильной подготовки при
школе № 163 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла расширена по сравнению с 2-х годичными курсами при НГАХА, что даёт возможность подготовить учащихся для поступления не только в НГАХА, но и другие учебные заведения художественного профиля.
Аудитория для занятий оснащена всем необходимым: мольбертами, натурными
столами, софитами, всеми гипсовыми пособиями, необходимыми по программе
курсов, пособиями для бытовых постановок, а также учебниками, выпущенными в
hгaxa».
По окончании курсов и успешной сдачи выпускного экзамена учащиеся получают документ государственного образца - «Сертификат об успешном окончании курсов довузовской подготовки при НГАХА».
^ Кадровое обеспечение образовательного процессаКадровый состав школы стабильный. Обеспеченность кадрами 100%. Количество постоянно работающих в школе учителей – 62

-
Образование
Количество человек
Высшее
54чел.
Средне-специальное
8чел.
^ Распределение кадрового состава по категорийности

-
^ Учебный год
Высшая категория
I категория
II категория
2009 – 2010 уч.г.
35чел – 60%
18чел – 29%
6чел – 0,9%
2010 – 2011 уч.г.
31чел – 50%
24чел – 38%
4чел – 0,6%
^ Стаж педагогической работы до 2-х лет – 1 чел;
от 2-5 лет – 1 чел;
от 5-10 лет – 10 чел;
от 10 до 20 лет – 20 чел.
более 20 лет – 30 чел.
^ Возраст учителей до 25 лет – 2 чел;
25-35 лет – 6 чел;
35-55 лет – 38 чел;
пенсионного возраста – 16 чел.
Почетные звания педагогических работников-
^ Имеют звание
Количество человек
«Отличник просвещения» РФ
2
«Почетный работник общего образования РФ»
1
Награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ
6
^ Повышение квалификации педагогического коллектива-
^ Учебный год
2009 – 2010 уч.г.
2010 – 2011 уч.г.
Всего преподавателей повысили квалификацию
12
14
НИПК и ПРО
5
8
ФППК и ПРО
-
1
ГЦРО
2
1
Курсы в других учреждениях
1
2
Курсы в других городах
2
1
За границей
1
-
Обучение заочно
1
1
Аттестованы-
2009 - 2010
2010 - 2011
^ На высшую квалификационную категорию
6
9
На первую квалификационную категорию
2
4
^ На вторую квалификационную категорию
---
---
Всего:
8
13
^ Условия осуществления образовательного процесса В школе созданы все условия для организации учебно-воспитательного процесса, имеются оборудованные кабинеты географии, физики, химии, биологии, технологии (девочки, мальчики), математики, русского языка и литературы, кабинеты начальных классов, 2 спортивных зала, кабинет ЛФК, кабинет информационных технологий с подключенной линией Интернет, библиотека, читальный зал с выходом в Интернет, медицинский и стоматологический кабинеты, актовый зал, спортивные площадки, стадион, музей.
В школе имеется достаточная материально-техническая база для организации образовательного процесса по предметам ХЭЦ в рамках урочной и внеурочной деятельности: 2 зала для занятий хореографией, специально оборудованные кабинеты: 2 музыкальных, 2 кабинета ИЗО, театральный кабинет, кабинет МХК, кабинет для индивидуальных занятий на музыкальных инструментах, комната досуга.
Школа располагает достаточной материально-технической базой для профильного обучения: компьютерный класс, лаборатории по физике, химии, биологии, музыкальные кабинеты (оснащенные музыкальными инструментами, аудио- и видеоппаратурой), кабинеты ИЗО (оснащенные мольбертами, слайдпректорами, эпипроекторами, мультимедийным проектором), кабинет МХК.
Разработан и действует паспорт безопасности, план эвакуации и порядок действий персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций, план взаимодействия с ГИБДД. Один раз в четверть проводятся учебные эвакуации, занятия по гражданской обороне, уроки безопасности. Здание школы оснащено автоматической системой пожарной сигнализации и оповещения. Установлена тревожная кнопка. Безопасность образовательного процесса обеспечивается круглосуточным дежурством сотрудников охранного предприятия (договор), имеется видеонаблюдение как по периметру школы, так и внутри здания. Территория школы ограждена.
Охват горячим питанием в столовой по школе составляет 90% - 95% (1- 4 классы - 100%). Обеденный зал рассчитан на 330 человек, имеется буфет, учащимся предлагают ассортимент в виде булочек, пирожков, горячих напитков, фруктов, соков, кондитерских изделий (130 -150 человек). Трижды в день (завтрак, обед, полдник) питаются в школьной столовой дети, посещающие группу продленного дня. Контроль качества горячего питания осуществляется медицинскими работниками (врачом, медсестрой). В период каникул на базе школы организован дневной лагерь, где ежегодно оздоравливаются обучающиеся в количестве 180 человек. Организация деятельности лагеря согласована с органами санитарно-эпидемиологического контроля.
^ Финансовое обеспечение развития ОУМАОУ СОШ № 163 является автономной организацией, имеет свой л/счет в УФ и НП мэрии.
Бюджетное финансирование состоит из 5 типов средств: субвенция, местный бюджет, классное руководство, предпринимательская деятельность столовой, ПДОУ, финансирование ЛДП из средств ФСС. Зачисление средств на л/счет школы происходит строго по утвержденным лимитам и кодам бюджетной классификации согласно смете доходов и расходов, согласованный ГУО мэрии.