Публичный доклад
Итоги деятельности муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 ( VIII вида) города Белово»
за 2011-2012 учебный год
Общая характеристика учреждения
ТИП муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
ВИД специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
УЧРЕДИТЕЛЬ Администрация города Белово, ул.Советская,21 г.Белово, Кемеровская область, 652645,
Российская Федерация
Телефоны 8(34852)3-16-40, 8(34852) 3-78-27
Право на реализацию образовательных программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида, на воспитание и содержание обучающихся дает лицензия № 12688, выданная 24 мая 2012 года.
Школа-интернат осуществляет свою деятельность на основании устава, зарегистрированного в установленном
порядке.
ОГРН 1024200544147
ИНН 4202018400
Место нахождения ул. Киевская, 46, п.г.т. Новый Городок, г. Белово, Кемеровская область,652645, Россия.
Образовательная деятельность осуществляется в помещении, расположенном по месту нахождения.
Право владения, пользования, распоряжения зданиями и помещениями подтверждается договором безвозмездного пользования имуществом от 29.12.2007 № БП-22-12-о/07 на срок
до 31.12.2013г.
Общая площадь помещений – 1953,0 кв.м. Помещения соответствуют строительным нормам и правилам.
В Школу-интернат принимаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, что в полной мере
соответствует Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.03.1997 № 288; рекомендациям инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». Комплектование классов и групп осуществляется на
основании заключения городской или областной ПМПК, с согласия родителей (законных представителей).
Государственная (итоговая) аттестация выпускников проводится на основании письма МО РФ от 14 марта 2001 года №
29/1448-6 «Рекомендации о проведении экзамена по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов».
Свидетельство о государственной аккредитации АА 146174, выданное 13 апреля 2009 года дает право школе-интернату на выдачу выпускникам свидетельств государственного образца.
Административно-управленческий аппарат школы-интерната:
Овчинникова Гульнара Вагизовна
Директор школы-интерната
Камынина Вера Рудольфовна
Заместитель директора по УВР
Валишина Юлия Валерьевна
Старший воспитатель
Петрокевич Лариса Николаевна
И.о. заместителя директора по БЖ
Лутфуллина Раиса Шамильевна
Заместитель директора по АХЧ
Коллегиальным органом управления Школы-интерната является попечительский совет. Председателем
попечительского совета является Кузнецов Г.С., руководитель МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово»; заместитель председателя начальник территориального
управления пгт Новый городок – Курганкин Н.Б.; члены попечительского совета – директор ЗАО «Шестьдесят» Цыганков В.Н., ИП «Бурлаку» Бурлаку А.П., директор «СИБГОРМОНТАЖ» Валл В.Г., ООО «Махсут»
Елиусизов М.С., ЗАО «Кузбасспечать» Тарарина Г.Н., ИП «Кулигина» Кулигина И.А. В прошедшем учебном году было проведено 2 заседания попечительского совета. Основными вопросами, рассматриваемые на
заседаниях совета были переход школы-интерната на НСОТ и оказание благотворительной помощи при подготовки школы-интерната к новому учебному году.
С целью развития и совершенствования образовательного процесса и творческого роста педагогов в
Школе-интернате создан коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников Школы-интерната – педагогический совет, который является органом общественного самоуправления в школе-интернате.
Педагогический совет является постоянно действующим органом, который работает по плану, принимаемому и утвержденному на каждый учебный год.
На основании ст.35 п.2 Закона РФ «Об образовании» в школе-интернате создан совет школы, который
избирается на совете трудового коллектива и представляет интересы участников образовательного процесса.
В соответствии со ст.35 п.5 Закона РФ «Об образовании» управление школой-интернатом осуществляется на
основе сочетания самоуправления коллектива и единоначалия. Одной из форм единоначалия является совещание при директоре. Цели и задачи совещания при директоре – осуществление контроля за всеми
областями школьной жизни.
Особенности образовательного процесса
Учебный план школы-интерната разработан в соответствии с действующим законодательством в области общего образования и образования лиц с особыми нуждами, реализует
основные принципы и положения компетенции ИКП РАО о поэтапном реформировании системы специального образования в том числе структуры содержания обучения лиц с умственной недостаточностью в
12-летней школе. Учебный план составлен на основе инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.19997г. «О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений », письма МО РФ от 28 июня 2002 года № 29/2206-6 «Положение о специальном (коррекционном) учреждении начального профессионального образования для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, письма МО РФ от 20 июля 2002 года № 29/2194-6 «Рекомендации
по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII
вида», приложения к приказу МО РФ от 10 апреля 2002 года № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», письмом МО РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-Б «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
Выполняя учебный план, школа-интернат решает следующие задачи:
- приближение содержания образования к требованиям современного общества с учетом меняющихся социально-экономических условий;
- обеспечение учащихся знаниями, способствующими не только предметной подготовке, но и помогающим формированию социального опыта и коррекции личности;
- учет индивидуальных возрастных особенностей на всех этапах обучения;
- обеспечение воспитанников дополнительными трудовыми навыками, изменяя содержание трудового обучения в сторону его индивидуального применения к региональным
условиям.
Учебный план состоит из трех частей: федерального, регионального и школьного компонентов. В федеральную
(инвариантную) часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью от младшего школьного возраста (1-4 классы) до юношеского (5-9 классы). В этом компоненте особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных
основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов.
В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику региона в части истории, искусства, физвоспитания, большой объем заложен на профильный труд, который
по направленности содержания разработан на основе местных региональных условий, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников учреждения. Профильный труд в школе-интернате представлен
швейным делом, художественной обработкой швейных изделий и штукатурно-малярным делом.
Школьный компонент учебного плана представлен коррекционными технологиями: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция, игротерапия (1-4 классы); психологический
практикум, логопедическая коррекция, факультативные занятия (5-9 классы). Занятия по ЛФК проводятся по группам в соответствии с медицинскими рекомендациями. Для коррекции опорно-двигательной
системы и эмоционально-волевой сферы воспитанников проводятся занятия по ритмике. Логопедические занятия проводятся индивидуально и по группам, которые комплектуются с учетом однородности речевых
нарушений. Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует направленной коррекции коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия с окружающими людьми,
для осуществления этих задач введена игра, игротерапия. Логопедические занятия продолжаются с воспитанниками среднего звена, имеющими сложный речевой дефект, который не удалось устранить в
начальной школе. Индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками старшего звена проводятся в форме психологического практикума, который имеет практическую направленность: в ходе обсуждения
нравственных категорий и понятий дети учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые общественные формы социального поведения человека. Факультативные занятии в 5-9 классах по 1 часу отводятся
по проведения занятий по ОБЖ, так как воспитанники без сохранного интеллекта нуждаются в знаниях по обеспечению безопасности. Другой час факультативных занятий отводится на
формирование семейного досуга, правильную организацию свободного времени, что способствует воспитанию самостоятельности в различных жизненных ситуациях.
В школе-интернате функционировали 5и, 8и классы для воспитанников со сложной структурой дефекта. Специфика образовательного
процесса в данных классах определяется Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997года № 228 и от 10 марта 2000года № 212. Содержание образования определяется образовательной программой,
разработанной на основе учебного плана экспериментальных классов с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Для реализации учебного плана школа-интернат реализует образовательные программы:
-
Образовательные программы начальной школы (первая ступень обучения) – образовательные программы индивидуального
обучения (1,3,4 классы – надомное обучение); специальные (коррекционные) образовательные программы 1-4 классы.
-
Образовательные программы основной школы (вторая ступень обучения) – образовательные программы индивидуального
обучения (6 класс – надомное обучение); специальные (коррекционные) образовательные программы 5-9 классы.
Для осуществления психолого-медико-социального сопровождения в школе создан ПМПк, который представляет собой объединение специалистов школы-интерната, организуемое
для комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения обучающихся, имеющих трудности в любом виде деятельности. Постоянные члены ПМПк выявляют актуальные и
резервные возможности детей; разрабатывают рекомендации педагогам, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения. Постоянными членами ПМПк
являются: заместитель директора по УВР Камынина В.Р., педагог-психолог Свороб Е.В., социальный педагог Валишина Ю.В., дефектолог Разуева А.И., логопед Бердникова Е.В., врач-психиатр Швайцер Н.М.,
медицинский работник школы-интерната Казанцева В.В. По необходимости приглашаются классные руководители, воспитатели. Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально, с учетом
требований профессиональной этики. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа осуществляется по индивидуальным планам, которые составляются на основе комплексной диагностики.
Комплектование
Начало 2011-2012 учебного года
Конец 2011-2012 учебного года
1 класс
14
1 класс
16
3а класс
13
2 а класс
14
3б класс
12
3 б класс
16
4 класс
12
4 класс
14
1-4 классы
51
1-4 классы
60
Средняя наполняемость
13,5
Средняя наполняемость
14,1
5 класс
15
5 класс
17
6 класс
14
6 класс
14
7 а класс
12
7 а класс
12
7 б класс
13
7 б класс
13
8 класс
13
8 класс
14
9 класс
13
9 класс
13
5-9 классы
69
5-9 классы
83
Средняя наполняемость
13
Средняя наполняемость
15, 2
Всего
120
Всего
143
Средняя наполняемость
11,4
Средняя наполняемость
11,4
5и
5
5и
4
8и
7
8и
7
И классы
12
И классы
11
Средняя наполняемость
6
Средняя наполняемость
6
Всего обучающихся
132
Всего обучающихся
154
Опекаемых детей – 12
Сирот – 37
Семей, находящихся в социально-опасном положении – 5
Неблагополучных семей – 15
Состоят на внутришкольном учете – 10
Состоят на учете в ОДН - 1
Информация о качественной успеваемости
Классы
Количество обучающихся, подлежащих аттестации
Из них аттестовано
Не аттестовано
% успеваемости
Количество обучающихся на «4» и «5»
% качественной успеваемости
1-9
154
154
-
100
43
30
Образовательные программы в содержательном аспекте выполняются. Количество часов, предусмотренное в учебном плане, реализовано в полном объеме.
Условия осуществления образовательного процесса
Школа-интернат работает в режиме 6-дневной рабочей недели. Занятия проводятся в 1 смену. Продолжительность урока – 45 минут. Продолжительность перемен: максимальная
– 40 минут, минимальная – 10 минут.
Расписание учебных занятий и внеурочной деятельности составлено в соответствии с учетом целесообразности организации воспитательно-образовательного процесса, дневной
и недельной динамики работоспособности обучающихся.
Оборудование учебных кабинетов обеспечивает возможности реализации образовательных программ.
Оснащенность учебного процесса библиотечно-информационными ресурсами обеспечивает возможность реализации заявленных программ.
Воспитанники школы-интерната получают бесплатное пятиразовое питание. Сумма на питание обучающихся составляет 116 рублей в день. Нормы питания школой-интернатом
выполняются. Для обеспечения общественного питания имеется кухня с моечной, обеденный зал, раздаточная, кладовая. Блок питания обеспечен всем необходимым инвентарем и техникой.
Воспитанники, проживающие далеко от школы-интерната, обеспечиваются спальными местами. В настоящее время имеется 9 спален на 66 мест.
Для проведения специальных (коррекционных) занятий имеется 2 логопедических кабинета, кабинет педагога-психолога, кабинет психологической разгрузки,
библиотека.
Хозяйственно-бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание осуществляется в комнатах гигиены, туалетных комнатах, кастелянной.
Для занятий физической культурой есть спортивный зал; для проведения уроков танца и занятий по ритмике – танцевальный зал.
Для осуществления социально-бытовой ориентации имеется кабинет швейного дела, кабинет обслуживающего труда, кабинет штукатурно-малярного дела.
Досуг, быт и отдых реализуются в актовом зале, музее.
Медицинское обслуживание и лечебно-оздоровительная работа в школе-интернате осуществляется медицинской службой, в состав которой входят фельдшер, медсестра,
диетсестра. В школе интернате имеется лицензия № ФС-42-01-000921 от 17 сентября 2009 года на осуществление медицинской деятельности при осуществлении доврачебной медицинской помощи по:
сестринскому делу в педиатрии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по педиатрии. В прошедшем учебном
году медицинской службой школы-интерната были проведены следующие лечебно-оздоровительные мероприятия:
№
Мероприятие
Количество воспитанников
1.
Профилактика острых заболеваний дыхательной системы:
- физкультура (тренирующие, общеразвивающие занятия);
- физио- и рефлексотерапия (УФО общее, тубусный кварц, аэрозоль – терапия);
- повышение неспецифической резистентности организма (прием адаптогенов);
- прием поливитаминов;
- предэпидемическая и предсезонная профилактика гриппа.
137
По назначению
По назначению
137
137
2.
Профилактика общих хронических заболеваний:
- противорецидивное лечение;
- физио- и рефлексотерапия.
По назначению
По назначению
3.
Профилактика близорукости и прогрессирования степени миопии:
- рациональное рассаживание в классе в соответствии с ростом и состоянием органа зрения;
- соблюдение всех режимных моментов;
- гимнастика для глаз;
- тренировка аппарата аккомодации в течение учебного года по схеме;
- индивидуальное консультирование родителей по организации зрительного режима дома.
137
137
137
24
По необходимости
4.
Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата и коррекция имеющихся нарушений:
- сбалансированное питание;
- витамино- и йодотерапия;
- контроль за правильной посадкой.
137
137
137
5.
Нормализация функций ЦНС:
- медикоментозная терапия;
- музыкотерапия;
- приемы релаксации, элементы аутогенной тренировки.
По назначению
50
68
6.
Возрастная диспансеризация
137
7.
Углубленные осмотры врачами-специалистами
По необходимости
8.
Консультированные приемы врачами-специалистами по вновь выявленной патологии
По необходимости
9.
Дополнительная диагностика на базе стационара или поликлиники с использованием инструментальных, функциональных и лабораторных методов
обследования.
По необходимости
10.
Санитарно-просветительская работа:
- с педагогами;
- с родителями;
- с воспитанниками.
Согласно плану работы
Решение актуальных проблем соматического и нервно-психического здоровья воспитанников подтверждается
результатами медицинского мониторинга:
- большая часть воспитанников школы-интерната имеют 2 и 3 группы здоровья;
- нет воспитанников с заболеваниями ССС, снизилось число лор-заболеваний, заболеваний ЦНС (энурез);
- снизился общий уровень соматических заболеваний. ОРВИ протекали в легкой форме, случае гриппа не зарегистрировано;
- нет травм среди воспитанников;
- не выявлено случаев паразитических и инфекционных заболеваний;
- проведены все профилактические прививки, план прививок за год выполнен;
- весь год учащиеся получали необходимые лечебно-оздоровительные процедуры.
В воспитательной работе используется традиционный для российской педагогики групповой метод и высокоструктурированное расписание, когда одни виды деятельности
сменяют друг друга в определенной последовательности. Разнообразие видов деятельности и интенсивный режим жизни всего коллектива не позволяет ребенку отстраниться от занятий и уйти в себя.
Ребенок постоянно востребован, его деятельность на виду и он нужен всему коллективу.
Особая среда, созданная в школе-интернате, интегрирует детей с разной структурой дефекта. Дети с
различной структурой дефекта живут, учатся и трудятся рядом. Мы не создаем специальных отделений для детей со сложной структурой дефекта, для поздно начавших обучение или для детей с ДЦП,
аутичных детей или имеющих локальные речевые нарушения. Наша принципиальная позиция состоит в том, что при некотором различии в методах, приемах обучения и воспитания, режима и оборудования,
обучение и жизнь всех детей встроены в общий поток жизни школы-интерната, они вовлечены в эмоциональное, социальное и бытовое взаимодействие.
Воспитательная работа в школе-интернате строится на основе программы АНМЦ «Развитие и коррекция» под редакцией Е.Д.Худенко и ведется по следующим
направлениям:
- основы личностного развития и формирования коммуникативных моделей поведения;
- охрана здоровья, физическое воспитание;
- творческое воображение, основы жизнеобеспечения, основы профессионального самоопределения и экономическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- основы социализации и общения, основы правового воспитания, патриотическое воспитание;
- формирование основ национального самосознания;
- экологическое воспитание.
В рамках данных направлений в соответствии с календарно-тематическим планированием воспитательной работы в группах воспитателями проводятся различные мероприятия,
воспитательские часы, конкурсы и т.д.
Большое внимание уделяется дополнительному образованию воспитанников. В школе работали следующие
кружки:
Изобразительное искусство
3-9
31
Володина Н.В.
Вокал
4-8
51
Морозова О.В.
Спортивный
5-9
60
Агеева Г.С.
45 воспитанников школы-интерната посещали кружки в доме детского творчества.
Школа-интернат укомплектована сотрудниками согласно штатному расписанию. Образовательно-воспитательный процесс осуществляют учителя и воспитатели.
Состав и квалификация педагогических кадров
Имеют образование
-высшее педагогическое
-высшее специальное (олигофренопедагогика)
- незаконченное высшее специальное (обучаются в КРИПК и ПРО по профессии «Олигофренопедагог»)
- среднее профессиональное (воспитатели)
50
26
11
4
14
100 %
52 %
22%
8 %
28 %
Имеет квалификационную категорию
- высшую
-первую
- вторую
- не имеют категории
46
9
25
11
4
92 %
18%
51 %
21 %
10%
3 педагога школы-интерната имеют звание «Почетный работник общего образования».
Педагоги школы-интерната принимают активное участие в мероприятиях поселкового, городского, областного, федерального уровня.
Володина Наталья Валерьевна – победитель Всероссийского конкурса «Мой лучший урок»
Сотникова Валентина Леоновна – участник 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по патриотической проблематике
Лучнина Т.С., Селиванова И.П. – участники Всероссийского фестиваля «Открытый урок».
Коллектив школы-интерната награжден почётной грамотой за лучшую экспозицию на городской выставке-ярмарке методических идей, грамотой за участие в областной выставке
декоративно-прикладного искусства
Педагог Лучинина Т.С. награждена грамотой МУ «Управление образования города Белово» за участие в областной выставке ДПИ
Педагогический коллектив отличается стабильностью, имеет творческий потенциал, сохраняет и преумножает
профессиональные традиции учреждения.
Результаты деятельности. Качество образования.
В 2011-2012 учебном году в школе-интернате было 13 воспитанников 9 класса, которые успешно прошли итоговую государственную аттестацию по профильному труду. Проведена
работа по устройству выпускников в профессиональные училища.
ПУ № 5 города Белово
5 человек
ПУ № 23 города Прокопьевска
8 человек
Социальная активность и внешние связи учреждения
В течение длительного времени школа-интернат строит взаимодействие с учреждениями здравоохранения,
образования, культуры на договорной основе:
- с городской больницей № 2 и детской поликлиникой на медицинское обслуживание учащихся.
- с городской стоматологической поликлиникой на медицинское обслуживание учащихся.
- с детским домом «Радуга».
- с социальным приютом «Теплый дом».
- с домом детского творчества.
- с дворцом культуры «Угольщиков».
- с подростковым клубом «Юность».
- с ПУ № 5.
- с детской библиотекой.
Большую работу школа-интернат проводит со спонсорами. С января 2012 года на функционирование школы-интерната
были привлечены средства, пожертвованные спонсорами
ООО «Теплоэнергетик»
10000
Деньги на окна
ч\л Кымысов Г.И.
3000
Телевизор и ДВД
ООО «Исток»
7000
Трикотажные товары
ООО «Беловский шахтостроитель»
4425
Игрушки
ОАО НПП «Кузбассрадио»
8630
Стройматериалы
З АО«Кузбасспечать»
10000
Деньги на окна
Негосударственное охранное предприятие «Беркут»
2100
Хозтовары
Беловская территориальная организация «РОСУГЛЕПРОФА»
5000
Деньги на окна
ООО «АВИАКОМ»
3999
Хозтовары
ООО «Строительные ресурсы»
20000
Стройматериалы
ИП Кулигина И.А.
60000
2 окна
Итого
146034
Заключение
-
Уровень психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, организация коррекционно-развивающей работы и
медико-оздоровительной деятельности обеспечивают развитие обучающихся, их реабилитацию и социальную адаптацию.
-
Внутришкольный контроль в целом обеспечивает выполнение федеральных государственных требований, предъявляемых образовательным учреждениям данного типа и
вида.
Помимо достижений есть ряд проблем, которые необходимо решить школе-интернату в ближайшее время:
- капитальный ремонт кровли основного здания;
- монтаж системы видеонаблюдения;
- завершение работ по освещению;
- совершенствование содержания образовательных программ;
- переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.